Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Йоргой Ильей (Председатель IFTKF, 8 Дан)

18–19 мая 1996 привычный ритм жизни каратистов — представителей школы фудокан — был нарушен приездом мастера — Ильи Йорга, обладателя 7 дана и звания шихан, технического директора Международной федерации традиционного каратэдо. На ежегодный весенний семинар в Минске прибыли члены двадцати белорусских клубов, а также гости из России, Украины и Литвы. В спортзале Белорусского Государственного университета собрались участники разных возрастов и различных уровней мастерства — от белоснежных поясов до опытных темно-коричневых и мастерских черных.
Тренировки проходили два раза в день, в быстром темпе — ни минуты потерянной зря. Показ техники, хлопок — "Let's go!" — и стройные ряды каратистов синхронно — под счет — выполняли удары. Еще хлопок — "Come here!" — и мгновенно образовавшийся круг внимательно слушал сэнсэя, терпеливо разъяснявшего принципы и нюансы, указывавшего на ошибки и демонстрировавшего единственно верный, обоснованный с точки зрения физиологии способ выполнения того или иного приема. Казалось, тот факт, что объяснение велось на английском и сербском, не играл никакой роли, исчезли языковые барьеры, и все — от мала до велика — общались на одном общем — всем доступном и понятном — языке каратэ.
Доброжелательный и приветливый в жизни и на тренировках, мастер оказался строгим и принципиальным на экзамене: лишь двоим участникам был присвоен 1 дан. "Черный пояс — это черный пояс — от Камчатки до Белграда, это мастерство", — пояснил Йорга.
Закрытие семинара неожиданно получилось совсем не официальным, а по-семейному оживленным — не верилось, что пора расставаться, старались хоть немного поговорить с сэнсэем, сфотографироваться с ним, получить автограф на память... Малыши гордо демонстрировали свои кимоно с надписью "Доктор Йорга", и, кто знает, может быть, эти слова сыграют немалую роль в их судьбе...
Теперь, когда все позади и кажется лишь прекрасным, но — увы! — рассеявшимся сном, хочется от имени всех участников выразить благодарность Белорусской федерации традиционного каратэ и генеральному спонсору — СП "ВЮРС" за организацию семинара, а от себя лично — признательность за предоставленную возможность побеседовать с очень интересным и обаятельным человеком. Илья Йорга (56 лет), основатель школы каратэ фудокан, победитель и призер первых мировых чемпионатов по каратэ, трехкратный чемпион Европы по кумитэ и ката, доктор медицины, профессор Белградского университета, владеет 6 языками... ...Не молодой, но подтянутый, гибкий... ...Светящаяся искренняя улыбка, располагающий взгляд карих глаз и какая-то — физически ощутимая — излучаемая доброта, мудрость... ...Доверительный тон, готовность поделиться опытом, ответить на любой вопрос (как жаль, что время не позволяло расспросить обо всем, о чем хотелось!)...


Илья Йорга, основатель стиля фудокан (8 дан)

Юлия: Как долго Вы занимаетесь каратэ?
Илья Йорга: Более 36 лет.
Ю: Кто был Вашим учителем?
И: Моим первым учителем был сэнсэй Мураками. Это старый японский мастер, практиковавший каратэ Окинавы. Умер сэнсэй Мураками очень давно. Но перед смертью он сказал мне, что я обязан продолжать начатое дело и должен идти к следующему учителю — сэнсэю Тайдзи Кадзэ. С сэнсэем Кадзэ я был 25 лет, а затем моим учителем стал сэнсэй Хидэтака Нисияма. До встречи с ним я уже владел разнообразной техникой, но были некоторые детали, которых я не знал. Сэнсэй Нишияма обучил меня всем тонкостям и показал их мне наилучшим образом. Я считаю, что он — один из крупнейших и величайших мастеров в мире. Таким образом, у меня было три учителя: сэнсэй Мураками, сэнсэй Кадзэ и сэнсэй Нисияма.
Ю: Вы глава школы каратэ фудокан...
И: Я являюсь ее основателем.
Ю: Расскажите немного о ней.
И: Я был инструктором японского каратэ — одним из двух "белых", имеющих очень высокий ранг в JKA (Японской ассоциации каратэ). Довольно давно, в 80-х годах, я систематизировал все мои знания в каратэ, плюс сведения из различных областей науки, проанализировал и обосновал многие формы и детали техники. Дело в том, что у японцев методологически иной подход, они всецело опираются на опыт, практику. А я использовал разум, знание физиологии, медицины, биомеханики, спорттехнологии.
Ю: Очень коротко о том, что такое фудокан.
И: Во времена, когда японское каратэ утратило свое единство, люди начали идти разными путями, существовало огромное количество направлений. Практически царил хаос. И были две большие группы, которые боролись друг с другом — WUKO и ITKF. И в то время я не знал, куда, как идти, каким путем следовать первоначальной идее. Но я понимал, что очень важно, обязательно надо сохранить линию. В этом индивидуальность фудокана.
Фудокан означает непоколебимость духа — идти только одним путем, не отклоняясь ни влево, ни вправо, строго прямо, следовать одной идее. ФУ-ДО-КАН. Можно сказать, фудокан — это элита сётокана. Фудокан стремится найти то начало, которое мы потеряли очень давно. Каратэ было едино, позднее оно разделилось. Было окинава тэ. Но различные люди, такие как Мияги и Сато, применяли разные техники (Мияги был очень сильным и использовал технику Наха, Сато — маленького роста — технику южного Китая). Было каратэдо, каратэ, окинава тэ. После коммерциализации, с развитием бизнеса, появилось много направлений. Но практически существует 2 стиля: мягкий-быстрый и жесткий-медленный. Я имею в виду годзюрю и фудокан-сётокан.
Ю: Пожалуйста, несколько слов о критериях мастерства...
И: Быть мастером нелегко. Я считаю, что мастер — учитель, практикующий каратэ — должен быть совершенным человеком. Он обязан очень хорошо знать основные принципы, потому что студенты повторяют его действия, подражают ему. На нем лежит очень большая ответственность. Если учитель не знает своей работы, это катастрофа. Он разрушает. Не физически, а духовно. Когда такой человек берет молодых людей и много лет "промывает" им мозги, возникают большие проблемы, нежелательные последствия... Конечно, я хочу, чтобы мои студенты были мастерами. Но тогда они должны следовать линии фудокана. Фудокан подразумевает самосовершенствование, совершенствование человека. Если вы идете этим путем, вы должны помнить слова, которые мне говорил мой учитель: "Старайся сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра — быть лучше, чем сегодня". Это правило. Если вы не готовы идти этим путем, у вас нет шанса на прогресс.
Конечно, нелегко заниматься каратэ так много лет. Но, если бы вы видели моего учителя Нисияму (ему около семидесяти) — как он двигается, как он учит, тогда вы бы поняли, что такое истинный мастер каратэ. Существует очень много шарлатанов, людей, которые работают "под каратэ". Это очень опасно, потому что молодые люди следуют за ними. Я упоминал сегодня на тренировке принцип СЮ-ХА-РИ. Это значит, во-первых, следовать мастеру, второй этап — стараться найти свой собственный путь, и третий, наиболее важный момент, до которого не дорастают эти "имитаторы" — это духовная сторона, духовная энергия...
Ю: Как Вы можете охарактеризовать то, что увидели в Беларуси?
И: Я увидел, прежде всего, симпатичных людей. Их дух сродни духу моей страны. Я — из Сербии. В вашей республике у меня есть прекрасные студенты. Прежде всего, Калинин, Лущик, Жуков, Гаевский — инструктора очень высокого уровня. Конечно, они молоды и должны учиться еще много-много лет, но для меня они — особенно господин Калинин — являются гарантией того, что становление каратэ в Белоруссии продолжается, и никто не сможет помешать этому процессу. Это, во-первых. Во-вторых, очень важно, чтобы люди понимали, ЧТО есть действительно каратэ. Каратэ — это не драка на улице, нет. Это нечто совершенно иное. Это путь учения, образ жизни. Естественно, человек должен совершенствоваться, и это, конечно, не легко. Но здесь я вижу, что люди понимают, что такое традиционное каратэ. И это очень важно для меня, когда я приезжаю в вашу страну. Здесь я нашел неплохой центр, додзё — зал...
Что касается молодого поколения белорусского каратэ, у него очень большие возможности и перспективы. Господин Богданов, например, наш чемпион, может быть хорошим бойцом. Конечно, он еще молод и должен понимать, что каратэ подразумевает постоянную тренировку и самосовершенствование. Если начинаешь думать, что ты чемпион, все кончено в тот же момент...
Белоруссия и бывший Союз всегда были в спорте источником новых талантов, и в каратэ они также появляются. Я рад сознавать это. Повторюсь еще раз, я встретил в вашей республике очень симпатичных людей. Счастлив был здесь побывать.
Ю: Большое спасибо!

Белоруссия, Минск. Май 1996 г. © Юлия Ким (Андреева)

 
Яндекс цитирования