Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Окадзаки Тэруюки (Главный инструктор ISKF, 9 Дан)

Teruyuki Okazaki: Chairman & Chief Instructor of ISKF, 9th Dan

— Окадзаки-сэнсэй, когда вы начали заниматься каратэ?
— В 16 лет, как только поступил в университет Такусёку.
— В 16? Очень юный возраст для поступления в вуз...
— Ну, вы знаете, это было сразу после Второй Мировой войны. В Японии тогда действовала старая система образования; я поступил при старой системе и окончил университет при новой, поэтому у меня была возможность приступить к учебе в вузе в 16 лет.
— Кто были вашими первыми инструкторами?
— Я очень рад, что им был мастер Фунакоси.
— Поскольку в основном вы учились у сэнсэя Фунакоси, не могли бы вы поделиться с нами некоторыми впечатлениями или воспоминаниями о нем?
— Я занимался под его руководством около 10 лет. Мастер Накаяма был его ассистентом. Фунакоси был для нас богом каратэ, замечательным человеком. Если бы кто-нибудь увидел его на улице, то ни за что не поверил бы, что он был величайшим мастером каратэ. Откровенно говоря, он был обычным жизнерадостным человеком. Во время занятий и вне додзё он никогда не менялся — всегда оставался спокойным, добрым человеком. Конечно, в процессе тренировок он давил на нас, чтобы сделать нас лучше. Мы называли это невозмутимостью духа (хэйдзё син), что является сущностью боевых искусств.
— Ваши воспоминания о сэнсэе Накаяме?
— Да, он был преемником, вторым главным инструктором JKA; он был нашим наставником, пока не ушел из жизни. Конечно, быть главным инструктором значило охватывать всю технику и философию мастера Фунакоси, но он был очень энергичным. Вот почему он представил свое каратэ во всем мире, а это было большой задачей. Он был пионером. Он очень походил на мастера Фунакоси, был его копией. Я никогда не видел его злым, он всегда был спокойным. Единственное различие — у него были интернациональные взгляды. Вы знаете, что мастер Фунакоси принес каратэ в Японию из Окинавы. Мастер Накаяма представил каратэ всему миру. Во время войны он жил в Китае, поэтому он был интернационалистом.
— Вы были одним из первых учащихся инструкторской школы JKA?
— Да, сэнсэй Накаяма хотел иметь официальных инструкторов, и я был кем-то наподобие первоиспытателя или подопытной морской свинки. Он дал мне для изучения множество проектов, практики и докладов. Он проанализировал все, а затем начал вести официальные инструкторские стажировки. Он заключил со мной договор как с тренером для помощи ему и преподавания стажерам. Первыми выпускниками стали Миками, Канадзава и Такакура.
— В основном ваша помощь заключалась в составлении программы обучения инструкторов?
— Да, я в этом помогал мастеру Накаяма.
— Что же включала в себя программа: физическое и умственное развитие?
— Да, если кто-либо хотел стать инструктором, он изучал программу очень похожую на ту, что проходят в педагогическом университете. Были спецкурсы, изучаемые в высшей школе для преподавателей. Мы написали 43 доклада и план 34 практических занятий, как заниматься самостоятельно и преподавать технику. Доклады были о боевых искусствах, физике, научных аспектах...
— Как биомеханика?
— Да, в течение двух лет мы каждую неделю писали по одному докладу на эту тему. Одним из требований было окончание 4-го курса, поэтому инструкторский курс напоминал обучение в магистратуре.
— После того, как программа была сформирована, вас, сэнсэя Миками, сэнсэя Канадзаву и сэнсэя Такакуру пригласили преподавать за рубеж. Как это произошло?
— Знаете, все было под контролем мастера Накаяма: если он сказал куда-то ехать, то не возникало каких-либо вопросов, мы соглашались. Первым г-н Накаяма направил г-на Канадзаву на Гавайи, вторым — меня на восточное побережье США, третьим — г-на Нисияму на западное побережье США. Это было первым шагом. Затем г-н Миками, г-н Ягути, г-н Кояма и г-н Такасина также были направлены сюда.
— Каким был ваш первый опыт в Соединенных Штатах?
— К сожалению, мы мало изучали английский язык! Общение было большой проблемой. Но мы купили множество книг по восточной культуре, особенно дзен. Знаете, это очень близко к будо. Когда мне задавали сотни вопросов, было нелегко. Я очень рад, что приехал в эту страну учиться. Я обрел много друзей. Я все еще продолжаю изучать различия между Востоком и Западом.
— Изменилась ли ваша методика преподавания после того, как вы приехали в США?
— Да, кое-что из моего японского опыта не работало из-за разницы в культуре и мышлении, поэтому мы изменили методику. У нас есть технический комитет, большинство членов которого состоит из старших японских инструкторов. Мы встречаемся дважды в году для обсуждения методики преподавания и общения с представителями других культур. Мы многое обсуждаем, обмениваемся опытом и делаем изменения. Мы никогда не меняем принципы боевых искусств, только технические инструкции. У нас также есть научно-медицинский комитет, который дает нам рекомендации. Тело восточного человека отличается от тела западного; наиболее заметно эти различия проявляются в строении коленного сустава. Поэтому, если строить занятия по японской методике, не каждый европеец сможет выполнить то или иное упражнение. Движения те же самые, но прилагаются другие усилия. Например, японцы укрепляют мышцы бедер прыжками на корточках, но это упражнение не подходит для европейцев, требуется что-то другое. Многие из них укрепляют ноги при помощи тренажеров, и я никогда не был против этого. Существуют вещи, которые требуют рассмотрения и последующих изменений. Мы не изменяем философские аспекты, дисциплину, как и почему делать поклон. У нас есть додзё кун — пять основных принципов, наша окончательная цель. В других видах спорта этого нет, они сосредотачиваются на том, чтобы завоевать золотые медали и стать чемпионами. Мы никогда не делаем этого, мы занимаемся боевым искусством, каратэ-до, чтобы развивать в себе лучшие человеческие качества, делая общество, страны и мир лучше. Мы всегда преподаем это. В самом начале никто не понимает этого: как можно добиться этого, занимаясь в каратэги? Мы должны объяснить это. Мы выпускаем информационные письма, в которых обсуждаем такие вопросы, как двадцать наставлений мастера Фунакоси для самосовершенствования.
— Не могли бы вы немного рассказать о новой организации?
— Членами Японской Ассоциации Каратэ является более 70 организаций из различных стран, поскольку мастер Накаяма направил инструкторов в разные уголки планеты. Раньше международный отдел штаб-квартиры JKA находился в Японии и связывался со всем миром. Для одного отдела было очень сложно выполнять такую работу. Собрались все старшие инструкторы, живущие за пределами Японии, и приняли решение создать всемирную федерацию для сотрудничества друг с другом. Сётокан или JKA каратэ было за пределами Японии более 30 лет; это значит, что появились высококвалифицированные иностранцы — 6–7 даны. Они достигли этой квалификации благодаря пониманию боевых искусств. Из своего опыта я бы хотел привести небольшой пример большой проблемы: как только появилась всемирная федерация, национальным инструкторам стало легче в своих странах. Одной из целей учреждения Всемирной Федерации было развитие международных отношений. Вот почему в этом году мы проводим всемирный Кубок Сёто в Филадельфии. Вы знаете, что Кубок Сёто проводится раз в два года, и этот Кубок будет уже пятым. После турнира председатель JKA Накахара обнародует учреждение всемирной федерации JKA со штаб-квартирой в Японии. Поскольку большинство членов говорят по-английски, JKA попросила Международную федерацию сётокан каратэ (ISKF) стать административным офисом. Технические вопросы будут решаться в Японии, а административные — в США. Теперь два колеса будут идти вместе, чтобы укрепить связи во всем мире.
— И имя новой организации JKA WF?
— Да.
— И по всем административным вопросам можно будет связываться с ISKF в Филадельфии?
— Именно.
— Когда вы приехали в США, вы захотели представить каратэ в вузах, как это делали Фунакоси-сэнсэй и Накаяма-сэнсэй. Почему вы поступили именно так, и отличалась ли методика преподавания от привычной?
— По существу, студенты вузов очень молоды — им от 18 до 21 года. Это время, когда вы можете заниматься изо всех сил. В обычном клубе представлены все возрастные группы. У меня есть ученик, которому 80 лет. Его нельзя учить, как остальных. Технически преподавание остается тем же самым, но используются другие методы. Сейчас существует множество вузов, в которых каратэ является курсом физического образования, именно этого мы и добивались. У нас есть Национальная Ассоциация Студенческого Каратэ, и г-н Кояма является председателем. Свыше 200 вузов являются членами Ассоциации. В США насчитывается 14 регионов. Гавайи и Аляска составляют один из них. Некоторые регионы также состоят из двух штатов. В каждом регионе есть Студенческий Союз Каратэ. Это одна из причин, по которой мы проводим турниры в каждом регионе, чтобы отобрать лучший вуз для представления в UCLA. Вузы имеют огромное значение для будущего каратэ, поэтому мы так усиленно работаем над развитием студенческого каратэ. Мы проводим множество встреч с руководителями кафедр физического воспитания. На самом деле они ничего не знают о боевых искусствах, многие из них заинтересованы в победе над другими вузами. Я понимаю это и не имею ничего против этой идеи. Но я пытаюсь объяснить, что же действительно представляют собой боевые искусства. Они говорят, что понимают, но они заинтересованы лишь в победе. Это неплохо на первых порах, и мы принимаем это. Сейчас мы пытаемся вступить в Национальную Студенческую Атлетическую Ассоциацию, но нам сказали, что нет бюджета для финансирования департамента каратэ. Мы будем стоять на своем, т.к. это сделает каратэ более популярным и поможет обществу понять его.
— Каковы ваши взгляды на каратэ как олимпийский вид спорта?
— Я никогда не был против этого. Как только каратэ включат в олимпийскую программу, больше человек сможет увидеть его. Многие инструкторы боятся, что с каратэ может случиться то же самое, что произошло с дзюдо. Но я не имею ничего против олимпийского дзюдо — 100% спорт. Чтобы стать боевым искусством, необходимо убрать весовые категории на чемпионатах мира. Маленькие люди должны выходить против больших, и тогда это станет настоящим боевым искусством. Весовые категории были введены для повышения популярности дзюдо: сначала популярность росла, но затем стала уменьшаться. За пределами Японии люди занимаются «до»: кэндо, дзюдо, каратэдо. Им нравится изучать восточную или японскую культуру, чтобы лучше понять ее. Как только это станет спортом, люди начнут говорить: «Зачем изучать дзюдо? Ведь это то же самое, что и борьба. Лучше я пойду заниматься борьбой». Я преподавал каратэ в университете Темпл на протяжении 20 лет. Дзюдо было очень популярной дисциплиной физвоспитания. Но многие стали переходить в борьбу, т.к. занимающиеся перестали видеть разницу. Именно поэтому старшие инструкторы не хотят идти этим путем, видя здесь опасность. Мы преподаем каратэ так, как делал это мастер Фунакоси. Мы были бы рады видеть каратэ олимпийским видом спорта, будем поддерживать эту идею на 100 % в том случае, если не будут вводиться изменения.
— Что вы думаете о весовых категориях в шобу иппон и шобу санбон?
— Мы хотим представить каратэ публике и повысить его популярность как будо и вида спорта. Турнир — это уже спорт. В настоящем будо говорят, что сёбу значит убить. Никто не хочет умирать, поэтому никто не будет драться насмерть. Поэтому на турнирах мы не допускаем контакт. Необходимо найти компромисс, но не изменять традиции. Поэтому нет ничего плохого как в иппон, так и в самбон. В основном мы занимаемся иппон сёбу — у участника есть лишь один шанс защититься. В финальных поединках более популярно самбон сёбу. Этим достигается компромисс между спортом и боевым искусством, сохраняется принцип будо.
— Как инструктор, имеющий собственный бизнес, что вы говорите родителям, которые приводят своих детей и выражают беспокойство по поводу изучения каратэ?
— Мы всегда объясняем, что изучаем пять принципов додзё кун, являющихся нашей конечной целью. Посмотрев на занятие, родители понимают эту идею. Простейший способ объяснения: любое движение в каратэ начинается с блока, а не с атаки. Лучший принцип и характер будо — никогда не драться, останавливать драки, сохранять мир, и именно этому мы учим, мы стараемся дисциплинировать занимающихся. Детям прививают уважение к родителям и старшим, и родителям нравится это. Иногда детям надоедает заниматься, и родителям приходится заставлять их идти в додзё. Американские дети кое-где испорчены, но через 3 месяца занятий в додзё они очень меняются, а родители удивляются. У нас занимается много детей; это не досуговый центр. Мы уделяем внимание ни столько физическому развитию, сколько манерам и уважению.
— Не кажется ли вам, что за последние 30 лет стало труднее преподавать? Иногда в Калифорнии бывает опасно. Вызывает ли это беспокойство у ISKF?
— Я расскажу об этом достаточно много, и это не шутка... Когда я впервые приехал в эту страну, председателем JKA был г-н Косака, экс-министр иностранных дел Японии. За один день до отъезда г-н Косака провел прощальную вечеринку для всех старших инструкторов. Он сказал мне: «Окадзаки, первым делом в США ты должен обзавестись друзьями из докторов и адвокатов». Сначала я не понял. Это было около 30–35 лет назад. Я думал, о чем же он говорит, и соглашался с ним. Но когда я приехал в эту страну, я понял, что он был прав. Во время занятий мы старались заставить людей понять, что такое настоящее каратэдо, мы должны были быть достаточно строгими, но не терять контроль. Нельзя было злоупотреблять физически. Конечно же, были возможны травмы. У меня была палка, и важно было знать, как ее использовать. Нехорошо ударить сильно, но необходимо сделать это громко, чтобы все просыпались. 30–40 лет назад общество было другим как в Японии, так и в других странах. Молодые люди были иначе образованы, у них не было калькуляторов и компьютеров, как сейчас. Сейчас даже в начальной школе дети получают ответы на вопросы нажатием клавиши. Много лет назад для выражения своих мыслей использовали лист бумаги и ручку. То же самое было и с человеческими качествами. Теперь основы те же, но уже другое отношение. Например, люди думают и верят, что за деньги можно многое купить. Но мы не можем винить их за это, они являются деталями машины. Почему совершается так много преступлений? Потому что люди слишком много думают о преступлениях. Им необходимо заниматься физическими упражнениями (каратэ или другим видом спорта), чтобы вспомнить, что без пота и труда невозможно чего-либо добиться. Именно поэтому очень важно заниматься, но методику преподавания необходимо менять. Если бы вы попытались сделать это 40 лет назад, то не смогли бы сделать набор в группу. Когда инструкторы собираются вместе, мы делаем акцент на терпении. Как только занимающийся достигает уровня коричневого пояса, он в 60% случаев начинает понимать сущность боевых искусств, и только тогда можно стать немного жестче по отношению к нему. Обычно после черного пояса никто не бросает занятия, если ничего не случается в жизни человека. Будущее в том, чтобы сделать общество лучше.

Teruyuki Okazaki: Chairman & Chief Instructor of ISKF, 9th Dan Teruyuki Okazaki: Chairman & Chief Instructor of ISKF, 9th Dan

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2005

 
Яндекс цитирования