Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Нисиямой Хидэтака (Председатель ITKF, 9 дан)

Автор мирового бестселлера о боевых искусствах «Каратэ — искусство боя без оружия» (более 20 изданий), Хидэтака Нисияма (Hidetaka Nishiyama) бесспорно остается одним из наиболее противоречивых мастеров во всех отношениях. Один известный калифорнийский каратист сказал: «Вы можете либо любить, либо ненавидеть его».
Хидэтака Нисияма родился 21 ноября 1928 года в Токио и (как многие японские дети того времени) начал изучать боевые искусства, когда ему было 5 лет, 5 месяцев и 5 дней.
Он начал с кэндо и в семнадцать лет сдал экзамен на 3 дан. В 16 лет он записался в Клуб каратэ Университета Такусёку (Takushoku University) и начал занимался под руководством отца современного каратэ Фунакоси Гитина (Funakoshi Gichin). В университете он изучал экономику, но его волновало только каратэ. Спустя много лет он стал известным авторитетом в мире сётокан каратэ (shotokan karate) и лидером инициативной группы по включению каратэ в программу Олимпийских игр. В настоящее время сэнсэй Нисияма является обладателем 9 дана и руководителем Международной федерации традиционного каратэ (ITKF).
После посещения одного из инструкторских занятий сэнсэя Нисияма я понял, почему его так уважают за знания и способности. Занятие содержало логические комбинации для кумитэ и боевую философию. Так построить тренировку может только настоящий мастер искусства. После тренировки у меня появилась возможность взять у него интервью.


— Сэнсэй, были ли каратэ Вашим первым боевым искусством?
— Нет, мой отец отвел меня в секцию кэндо, когда мне было 5 лет. Японских детей традиционно отдают в секции кэндо, когда им исполняется 5 лет, 5 месяцев и 5 дней. Я изучал кэндо до 16 лет и сдал экзамен на 3 дан.
— Как изменились занятия каратэ после 1945 года, когда Вы начали заниматься каратэ?
— Когда я начал заниматься каратэ у Фунакоси-сэнсэя, не было и намека на те технические детали, которые существуют сегодня. Фунакоси-сэнсэй не делал детальных объяснений, а просто давал команды «сюто укэ» или «дзэнкуцу дати». Каждый должен был следить за собой и самостоятельно находить те детали. Теперь каратэ преподается с большим вниманием к деталям. Например, ката бассай дай. Где должна находиться ладонь: на предплечье или на кулаке? Очевидно, когда ладонь на кулаке, она не поддерживает руку так, как было бы в случае, если ее расположить на предплечье.
— Вы упомянули, что видео с участием Фунакоши, которое мы только что посмотрели, снималось в Университете Кэйо (Keiyo University), а Вы в то время занимались в Университете Такусёку. Как отличались тренировки в этих университетах в ранние годы каратэ?
— В Университете Такусёку тренировки были более интенсивными и в большей степени развивали физические качества. Одними из наиболее известных выпускников Университета Такусёку были инструкторы JKA: Накаяма Масатоси (Nakayama Masatoshi), Канадзава Хирокадзу (Kanazawa Hirokazu), Эноэда Кэйносукэ (Enoeda Keinosuke) и Окадзаки Тэруюки (Okazaki Teruyuki). С другой стороны, Университет Кэйо первым принял более культурную и джентльменскую программу занятий. В Университете Кэйо преподавал инструктор JKA Обата Исао (Obata Isao).
— Я заметил для себя, что форма ката зависит от исполнителя. Не должны ли они быть одинаковыми?
— Нет, не думаю. Ката может изменяться в зависимости от размера и способностей исполнителя. Тайна каратэ — добиться максимального эффекта при минимальном усилии, соблюдая правила движения тела. Мы не должны слепо копировать движения инструктора, мы должны стараться понять, что является причиной движения и как минимизировать его. Также важно понимать, что раньше не было стандартизации ката. Каждый инструктор преподавал по-своему и адаптировал ката для себя. Позвольте привести пример, как это влияет на ката, которое мы наблюдаем сегодня. В начальных движениях канку дай присутствуют два сюто укэ. Сегодня почти все поднимают руки слишком высоко, практически вертикально. Как объяснил мне Фунакоси-сэнсэй, изначально это движение выполнялось иначе. Сэнсэй Фунакоси был очень невысокого роста, и ему нужно было поднимать руки высоко, т.к. многие японцы были намного выше его. Он также сказал мне, что Итосу-сэнсэй (Itosu) был очень высоким и поднимал руки намного ниже. Поэтому необходимо адаптировать ката к индивидуальному телосложению. Сегодня все копируют своих инструкторов, и лишь некоторые понимают истинное применение движений ката. Ката — это лишь внешнее отображение внутреннего. Не поняв внутреннего, вы будете, как марионетка, исполнять бессмысленные движения.
— Что на данном этапе вызывает у Вас технический интерес?
— После 50 лет тренировок я все еще заинтригован концепцией максимального эффекта при минимальном усилии. На данный момент я продолжаю совершенствоваться в этом отношении.
— Не могли бы Вы подробнее остановиться на этой концепции?
— В начале тренировки мы используем силу мышц, делаем амплитудные и мощные движения. Но спустя время необходимо изменить подход, и мы генерируем энергию из коротких движений. Это вполне естественно, поскольку, становясь старше, мы теряем мышечную силу, и необходимо найти другой способ генерации энергии, пока не станем слишком старыми.
— Что Вы думаете о современном спортивном каратэ?
— Я считаю это нормальным, но не вижу смысла в этом. Я понимаю цель традиционного каратэ: своевременное исполнение надлежащего технического приема с целью самообороны. Каждый должен помнить, что только 5 % занимающихся каратэ желает принимать участие в соревнованиях. Остальные 95 % находят для себя в каратэ фитнес, самооборону, совершенствование личности, философию, психология и много другое.
— Что Вы думаете о цветной форме?
— В Японии используется белая форма, т.к. философия будо придает большое значение аккуратности, и белая форма символизирует чистоту, непорочность. Самурай всегда должен иметь чистый разум, тело и дух. Во время противоборства или сиай (shiai) мой оппонент становится моим сэнсэем, а я — его сэнсэем, поэтому мы должны уважать друг друга. Уважение начинается с надлежащего отношения и аккуратности.
— Что Вы думаете о юношеских черных поясах?
— Я не вижу в этом проблемы, если молодой человек технически грамотен и сдает экзамен на равных с остальными. Тем не менее, достигший 18-летнего возраста, должен повторно пройти экзамен, и экзаменатор определяет, какой квалификации соответствует претендент. Мы не должны забывать о целях аттестации: поощрение и мотивация. Они, возможно, требуют большего поощрения и мотивации для продолжения занятий, пока еще не понимают философию и значение боевых искусств.
— Что бы Вы посоветовали 20-летнему черному поясу?
— Изучать принципы движения тела и не пытаться копировать технику своего инструктора. Также избегать опасных ситуаций, т.к. в настоящем поединке нельзя потерпеть поражение, а значит умереть. Единственный настоящий путь не проиграть — не драться.
— Какого стажа занятий достаточно, чтобы покинуть своего сэнсэя?
— Ученику очень трудно оставить сэнсэя, если он очень хорош. Чем дольше, тем лучше. Возможно, ученик может уйти, когда достигнет уровня 3–4 дана, но он всегда должен возвращаться к сэнсэю для последующих занятий и исправления ошибок.
— Кто оказал на Вас наибольшее влияние в боевых искусствах?
— Я бы назвал Фунакоси-сэнсэя, Накаяму-сэнсэя, который стал главным инструктором JKA, и моего учителя кэндо Мотида-сэнсэя.
— Большинство статей о Вас, по сути, политические. Какие Вы ставите перед собой аполитичные задачи?
— Я бы очень хотел написать много книг и снять видеофильмы. Я думаю, что за годы занятий накопил большие знания в области акупунктуры, принципах движения и динамике тела; эти знания помогут повысить качество каратэ, если они станут доступными занимающимся этим искусством.
— Что является самым важным для достижения высокого уровня в исполнении ката?
— Общая динамика тела, следование принципам динамики тела, правильное исполнение технических приемов, понимание применения каждого движения, мощь и концентрация, перемещения, целостность и темп в соответствии с применением, внимание к мелочам (положение мизинца или запястья), общее впечатление окружающих о духе исполняющего ката.
— А какие качества важны в кумитэ?
— Прежде всего, прием должен обладать настоящим применением. Другими словами удар причинить серьезный вред. Конечно, должен быть правильный тайминг и выбор дистанции.
— Какие у Вас планы на будущее?
— Моя главная цель — включение каратэ в программу Олимпийских игр. МОК признал, что существует два вида каратэ: традиционное и спортивное. Я надеюсь, каратэ станет олимпийским, как запланировано, в 2004 году. Я надеюсь внести свой вклад в эту область для молодого поколения, а после победы посвятить себя другим делам.

Хидетака НисиямаHidetaka Nishiyama, chairman ITKF, 9 dan

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2005

 
Яндекс цитирования