Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Осакой Йосихару (Руководитель технического комитета JKA, 8 дан)

Osaka Yoshiharu

26 августа 1990 в Университете Хэриот-Уотт закончилась последняя тренировка под руководством Осаки Йосихары. Последний шанс взять интервью у многократного чемпиона Японии. Приемы, которым он нас обучал, просты, но их неописуемо сложно исполнить. Смотри в оба и тогда поймешь, чего можно добиться благодаря правильным наставлениям и постоянным тренировкам. Занимаясь под руководством сэнсэя Осаки несколько лет, мне не довелось применить знания за пределами зала. Я не ошибся в его безграничной глубине понимания каратэ; он долгое время был учеником сэнсэя Накаямы. Чем больше я тренировался у него, тем интереснее это становилось: серьезнейший каратист с чувством юмора, требовательный и терпеливый учитель, под японской гримасой скрывается добрый человек. Я бы хотел узнать о его амбициях, идеалах, взгляде на жизнь. Это интервью — черным по белому — без эмоций автора раскрывает глубину вопросов.
Сидя перед ним, у меня сложилось впечатление, что он приготовился не к интервью, а к тяжелой физической работе.

— Сэнсэй, когда вы начали заниматься каратэ?
— В 1963. Я поступил в Университет Такусёку в 1966 и тренировался там 4 года. В 1970 меня пригласили поступить на инструкторский курс JKA, я окончил его и с тех пор остаюсь там.
Он родился в 1947 в Нагасаки. В детстве он любил бегать, карабкаться; он не выделялся среди сверстников.
— Как на счет студенческих дней?
В ответ он покивал головой, предпочитая не отвечать. Чтобы не допустить этого, я решил подбодрить его: «Вперед, сэнсэй!»
— Да, да! Мне понравилось в Университете. Тренировки были очень напряженными, каждый день. Университеты боролись за звание лучшего в каратэ, и было делом чести приносить награды в свой вуз. Студенческие турниры были самыми бескомпромиссными. В 1969 мне улыбнулась удача — я стал 1-м в кумитэ.
Я заметил гордую ухмылку на его лице и блеск в глазах. В 1976 он стал чемпионом JKA в кумитэ, а в 1977 — повторил успех в ката и удерживал титул чемпиона до 1984.
— Как вам удалось добиться такого успеха?
— Тренировки…
— О взглядах на ката в Японии и Европе: каковы результаты ваших наблюдений в разных странах?
— Сложный вопрос. Уровень ката в Европе растет, но существует глубокое расхождение во взглядах. Например, работа бедер во время перемещения и в конечной фазе. Важно не только конечное положение; существенно само перемещение из стойки в стойку с надлежащей координацией. Необходимо понять значимость базовой техники, иначе не залатать брешь. Есть и другие различия, но не такие существенные.
Он указал, что очень рад ежегодно ездить в Эдинбург по приглашению Кавадзоэ-сэнсэя.
— Ученики здесь очень старательные, я отлично себя чувствую и показываю все, на что способен. Это работает обоюдоостро и доставляет удовольствие. Трудно, но приятно, что также важно. Существует определенная атмосфера между учителем и учеником. Растения не растут в плохих климатических условиях. То же самое в каратэ. Без этого чувства ученики не обретут глубоких знаний.
— Меняется ли техника со временем?
— Техника не изменилась с тех времен, когда я начинал заниматься: она прогрессирует, но не меняется. Кто-то обучается неправильно, но это из-за неспособности инструктора правильно показать прием. Мой ответ на ваш вопрос — нет. Не допускайте ошибок в кихоне. Занимайтесь каждый день, и — не секрет — вы будете совершенствоваться.
Конечно, от этого разговора у вас пересохло во рту. И чашка чая будет очень кстати!
— Мы продолжим после чая?
— Конечно, если чай мокрый!
Он ушел за чаем, перебинтованный и страдающий от постоянных тренировок, смеясь и шутя со своим японским другом.
— Продолжайте!
— Мы говорили о технике, сэнсэй…
— Ах, да… конечно, когда мы стареем, мы становимся медленнее. Это естественный физиологический процесс, но благодаря тренировкам мы можем на некоторое время отложить этот регресс.
— Лучший пример — передо мной. Я обратил внимание на вашу физическую силу и гибкость.
— Вы так думаете?
— Вы занимаетесь атлетизмом для достижения контроля над своими бедрами?
— Нет, только растяжка и кихон. Но мне повезло: когда я был молод, занимался сумо и бейсболом. Возможно, это помогло укрепить бедра, но гораздо важнее были ежедневные занятия каратэ.
— Вы познакомились со своей женой благодаря JKA…
— Верно. Следующий вопрос.
— Сэнсэй, чего бы Вы посоветовали другим тренерам?
— Преподавайте с чувством теплоты, без злости, найдите путь помочь ученикам лучше понять что-то, но будьте уверены в том, что сами разбираетесь в этой области.
— Те, кто тренировались под Вашим руководством, отметили Вашу убежденность и способность убеждать других без грубости и замешательств. Это атрибуты отличного инструктора. Я знаю, Вы серьезно относитесь к каратэ, но, кажется, у Вас есть чувство юмора…
— Да, очень важно иметь открытое сердце. Если вас отправили в нокдаун, не злитесь, встаньте и попробуйте еще раз. Это строит ваш характер, это часть жизни.
— Вы удовлетворены, видя прогресс учеников и преподавая каратэ. Но какой аспект Вашей профессии является индикатором Ваших достижений?
— Дайте подумать… Многие приходят в каратэ, и в процессе занятий меняется их отношение, пропадает застенчивость, грубость, черты характера «округляются». Вы понимаете, о чем я говорю?
— Да, но не могли бы Вы развить тему?
— Окей, после долгих лет тренировок отрицательные черты характера исчезают, а взамен появляются положительные. Я думаю, это хорошо.
— Да.
— Посмотри на себя! Я помню тебя много лет!
— Спасибо, сэнсэй!
— Мы закончили?
Он встал, поблагодарил всех и поспешил в авиакассу менять билет.



© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2006

 
Яндекс цитирования