Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Суми Йосикадзу (Главный инструктор WJKA, 8 дан)

Sumi Yoshikazu Sensei

Сэнсэй Суми Йосикадзу сегодня — загадка в мире каратэ: он уважает традиционные методы и не боится внедрять их в современные области. Он часто говорит: «Онко ти син» (япон. — приводить полученные знания в новые сферы жизни). Он все еще очень силен и подвижен; никто не верит, что им преподает каратэ 60-летний мужчина. Он это делает с теплотой и долей юмора, но в тоже время он строг и является сторонником жесткой дисциплины. Суми-сэнсэй живет и работает в Японии; преподавание каратэ не является его профессией, и он преподает страстно и воодушевленно, как любитель, хотя его опыт и знания далеки от любительских. Он невысок, но аудитории он кажется грозным. Он считает, что каратэ необходимо заниматься для сдержанности и совершенствования личности. Он придерживается философии традиционных будо и трудов Фунакоси-сэнсэя. Он гордится самурайскими корнями и не ищет простых путей в жизни и на занятиях. Я услышал от него историю. «Самураи были воинами с чувством собственного достоинства. Они держали голову прямо, ходили целеустремленно, не бегали, как простолюдины, во время дождя. Самураи не искали коротких путей, всегда выбирали наиболее утомительный маршрут. Во время занятий каратисты должны подражать самураям, чтобы стать сильнее морально и физически». Мне повезло, и я путешествовал с ним около 2 недель. Его наставления оказали большое влияние на мое каратэ, открыли новые возможности. Многие из его идей не подходят техническим предпочтениям других. Но если каждый откроет свой разум и поэкспериментирует с техникой, то, возможно, создастся другое восприятие старого материала и изменится подход к тренировкам.
Сэнсэй Суми приехал в Англию в декабре 1996 по моему приглашению и жил у меня дома. Это интервью проходило на протяжении всего 6-дневного курса. Он застенчив и скромен до тех пор, пока не наденет «ги» (форма для занятий). Он напоминает мне сэнсэев Асаи и Накаяму, но сам он считает своим наставником Сираи-сэнсэя.

Sumi Yoshikazu Sensei

— Сэнсэй, когда Вы начали тренироваться?
— Более 40 лет назад я начал заниматься под руководством Такауры-сэнсэя. Ранее я занимался дзюдо и пошел в каратэ додзё по приглашению друга. Мне сразу понравилось.
— Вы когда-либо занимались у сэнсэя Фунакоси?
— Да, я помню занятие с ним. У меня был белый пояс, а он был очень стар.
— Какими были тренировки в те времена?
— Я думаю, что более жесткими. Больше времени уделялось чему-то конкретному: будь то прием или ката. Мы постоянно были измотанными.
— Сэнсэй, я должен сказать, Вы очень хорошо говорите по-английски.
— Спасибо. Кажется, в 1966 я приехал в Англию помогать Эноэде-сэнсэю и оставался здесь несколько лет. Потом я переехал в Италию к сэнсэю Сираи. Мне повезло, я многое узнал от них. Сираи-сэнсэй приучил меня к европейской кухне, и она мне понравилась больше традиционной японской. Также я почувствовал, что могу с легкостью общаться с европейцами как на английском, так и на итальянском языке.
— У Вас приятные воспоминания о времени, проведенном в Европе?
— Да, но не все воспоминания так приятны. Я думаю, что самыми трудными были занятия с Сираи-сэнсэем. Я помню, как летом мы ехали в Милан в автомобиле сэнсэя Сираи. Он сказал ученикам закрыть окна в автомобиле и включил обогреватель. И вы знаете, они сделали это. Они страдали, но терпели. На мой взгляд, Сираи — гений каратэ, и поэтому каратэ хорошо развито в Италии.
— Помните ли Вы кого-то из тех, кто занимался каратэ в те времена?
— Да, я искренне рад, что многие из них продолжают тренироваться, и мне довелось встретить их снова.
— Сэнсэй, могу ли я задать Вам несколько технических вопросов?
— Идет! Но я должен сказать, что некоторые идеи принадлежат именно мне и не всегда совпадают с мнениями других инструкторов. Очень важно, чтобы читатели понимали это. Я не говорю, что другие ошибаются, а я прав. Я только даю идеи, чтобы попробовали и расширили свои знания в этой области.
— Сэнсэй, я понимаю. Вы преподаете «сюто укэ» несколько иначе. Не могли бы Вы пролить свет на это?
— Это один из тех примеров того, о чем я говорил ранее. Это мой способ исполнения приема; я считаю его более мощным.
— Вы показали нам, как пальцы кисти разгибаются в последний момент перед нанесением удара. Для чего это?
— Да, это движение похоже на удар «тэтцуи», но в последний момент вы открываете ладонь. Я думаю, так сильнее, что важно для начинающих. Идея — крепкая рука. Спустя время кисть можно держать открытой, но на начальном этапе лучше открывать ладонь непосредственно перед ударом. Это позволяет сокращать мышцы предплечья.
— На занятии Вы называли это «действием» и «реакцией»?
— Да. Другой пример «действия» и «реакции»: если после «гэдан сюто барай» (ладонь открыта, рука разогнута в локтевом суставе) выполнить «агэ укэ», сжав кисть в кулак в последний момент, блок станет крепче. Это устанавливает взаимодействие предплечья с кистью. Я считаю, что для начинающих этот способ лучше. Можно делать и по-другому. После стандартного «гэдан барай» выполнять «агэ укэ» с открытой ладонью. Представьте, что рука наносит удар, а не блокирует.
В это время сэнсэй Суми показал, что в последний момент блока «агэ укэ» рука должна полностью остановиться, не дергаться вниз. Он также полагает, что во время этого блока необходимо сокращать боковые мышцы туловища, общий центр масс опускать вниз, держать спину прямо. Попробуйте, это действует!
— Вы показали этот блок, акцентируя внимание на том, что со стороны блока мышцы от плеча до бедра должны быть сокращены…
— Да, это называется «йоко ни хара». «Хара» — это не только область живота, а также боковые поверхности туловища, и они также должны быть крепкими. Представьте, как центральная осевая линия делит тело на две равные половины. Одна сторона должна быть сильной, она толкает руку, а другая — поворачивает туловище в противоположную сторону, что позволяет правильно остановить прием.
— Вы также сказали, что первая фаза при выполнении блоков — движение плеча. Многие из нас делают иначе?
— Возможно, есть отличие в понимании механики. Особенно при выполнении таких блоков как «агэ укэ», «сото укэ» и «сюто укэ» важно, насколько крепок локоть, не так ли? Если движется только предплечье, очень трудно сфокусироваться на этом. Сократите мышцы предплечья, начните движение плечом и используйте принцип «йоко ни хара» для усиления. Также важна правильная осанка.
— Осс! Также во время преподавания «сюто укэ» Вы говорили, что важно как можно сильнее разгибать пальцы. Зачем?
— По той же причине: чтобы сделать движение более сильным. Это развивающее упражнение. После длительной практики движение необходимо делать нормально. Я не говорю, что все должны делать именно так. Это просто хороший способ тренировки.
— Я-то понял, а вот многие стали задавать мне вопросы. Расскажите подробнее…
— Когда я начал тренироваться, мы изучали «сюто укэ», похожий на «моротэ осаэ укэ». Удар наносился центром, а не ребром ладони. Это заставило меня задуматься. Я думаю, что руки каратиста должны быть крепкими, а не мягкими. Важно, чтобы не только пальцы были крепкими, но и центр ладони. Вот почему я рекомендую до предела разгибать пальцы; благодаря этому вся кисть становится крепкой, не только пальцы.
— Вы преподаете «сюто укэ» как «моротэ сюто»: обе руки движутся одинаково направленно вместе с поворотом туловища и останавливаются синхронно в момент удара. Другие же инструкторы делают наоборот.
— Да, это пример теории вращательного движения. В этом случае используется центробежная сила. Это похоже на «уракэн» Яхары-сэнсэя. Это закон природы. За счет вращения центр тяжести смещается вниз, иначе будет потерян баланс. Нет необходимости вникать в теорию, чтобы это получалось. Это вполне естественное движение.
— Похоже на штопор?
— Думаю, да.
— Именно поэтому стойка должна быть низкой?
— Не стойка, а положение общего центра масс. Оно должно быть ближе к опоре. Мы должны в полной мере использовать бедра: не просто поворачиваться, а растягивать мышцы бедер. Тазобедренный сустав должен быть «свободным». Для разработки суставов рекомендую в положении «сико дати» опускать таз как можно ниже.
— Также Вы советуете отводить блокирующую руку на расстояние около 15 см от плеча.
— Очень важно держать локоть ближе к туловищу. Если рука уходит несколько дальше, не страшно, но должен быть тонус в мышцах треугольника «бедро-туловище-локоть».
— Сэнсэй, перейдем на удары ногами. Вы говорите, что при нанесении удара «йоко гэри кэагэ» в качестве ударной части необходимо использовать всю подошву. Почему?
— Опять же в целях тренировки. Это не лучший способ нанесения удара, не так ли? Я считаю, что в этом упражнении важно научиться делать мах ногой вверх. Гораздо проще поднимать ногу естественно, не выделяя внешнее ребро стопы.
— Важно ли высоко поднимать ногу?
— Только в целях лучшей разработки ног. После этого будет проще наносить удары ниже. Проблема в том, что у многих плохо развиты мышцы внутренней поверхности бедра. Поэтому я говорю им использовать всю подошву. «Кэагэ» за счет разгибания ноги в коленном суставе — это не сильно. Необходимо использовать мах бедра и голени, «снэп» и силу мышц.
— То же самое касается и удара «маэ гэри»?
— Да, при исполнении «маэ гэри» так же используется «снэп» и сила мышц.
— Насколько важна роль опорной ноги («тати аси»)?
— Очень важно опираться на ногу, как здание опирается на фундамент. Наносящая удар нога делает щелчок («снэп»), а опорная нога позволяет удержать равновесие. Любой неконтролируемый прием — нехороший прием. Если просто делать мах ногой и не использовать опорную ногу надлежащим образом, невозможно контролировать проведение приема. Некоторые говорят, что надо только толкать бедро вверх, но, возможно, это не так эффективно; слишком трудно сохранять форму.
— Какие упражнения являются наилучшими для «кумитэ»?
— Тренировка действия и реакции, а также хороший «кихон». «Дзию иппон кумитэ» развивает хорошее «кумитэ». Также нельзя забывать о «ката». Необходимо заниматься всем, и тогда «кумитэ» станет лучше.
— Вы имеете в виду тот же принцип «действия и реакции», о котором говорили ранее?
— Да, формирование комбинационной техники в «кихоне» и ее применение в поединке с соперником. Так легче понять идеи «го но сэн» и «сэн но сэн».
— Расскажите об этих идеях.
— Это широкий вопрос! «Сэн но сэн» исходит от вас. Вы создаете благоприятную ситуацию и действуете. Вы должны быть уверены. Вы сами решаете, когда атаковать, это ваша инициатива. У вас должен быть «синкэн» — 100 % решительность, без сомнений на полпути. «Го но сэн» создается соперником: он действует первым, а вы реагируете. Это очередной пример «действия и реакции». Возможно, самый важный вопрос состоит в том, как тренировать «дзию иппон кумитэ». Очень важно понимать отличие «кихон иппон» от «дзию иппон». Полагаю, многие не осознают разницу. В любом случае в «дзию иппон кумитэ» вы можете тренировать «сэн но сэн». Не всегда надо ждать атаки соперника.
— Как еще можно улучшить «кумитэ»?
— Прежде всего, надо знать свои сильные и слабые стороны. Если вы знаете их, у вас есть шанс. А если вы знаете сильные и слабые места соперника, победить будет просто. Также важно правильно понимать идеи «дзига» и «муга». «Дзига» — осознанное мышление, намерение. Может ли это быть действием? Да! «Муга» — неосознанное мышление, естественное состояние сознания. Реакция в этом случае также естественна. Если ваше сознание находится в состоянии «муга», естественной реакцией будет «го но сэн». Эта идея касается не только каратэ и единоборств. Все естественное совершенно. Думаю, оказаться в состоянии «муга» или «мусин» и достичь «сатори» могут только настоящие мастера. Возможно, немногие по-настоящему способны на это. Я занимаюсь с целью озарения, а не драки.
— Сэнсэй, ранее Вы упомянули термин «синкэн». Расскажите подробнее…
— «Синкэн» — это реальность, это «сёбу». В настоящем бою нет ничьей («хикивакэ») — один побеждает, другой терпит поражение. Если у вас нет «синкэна», вероятнее всего, вы проиграете. «Синкэн» значит вложить все в атаку, представить, что руки и ноги превратились в оружие, сделать это реальным. Я считаю, что «сэн но сэн» — отправная точка подлинной решительности, «синкэн». Но наиболее важна своевременность. «Го но сэн» исходит от соперника, он сам создает благоприятную ситуацию для ваших действий. Я думаю, что реакция является следствием действия. Если вы обладаете хорошей реакцией, у вас всегда есть шанс: вы просто ждете атаку соперника. Но настоящий «синкэн» является следствием решения атаковать; это ваша инициатива. Когда действовать? Это сложный вопрос. Выбор «го но сэн» или «сэн но сэн» зависит от ситуации. Помните, что в состоянии «дзига» очень трудно реагировать.
— Вы сказали, что важно знать свои сильные и слабые стороны…
— Это пришло из теории ведения боя. Как победить? Если знаем себя, полпобеды в кармане. Если вдобавок знаешь и противника, 100 % одолеешь его. Но мы познаем себя в процессе упорных тренировок. Мы должны постоянно ставить себя на грань. Всегда прикладывайте 100 % усилий.
— Сэнсэй, у Вас и других японских мастеров удивительное «кимэ»…
— Благодаря использованию «макивары» удары становятся сильнее, появляется «кимэ». Бить только воздух вредно.
— Что, по-вашему, является целью каратэ?
— Каждый преследует свою цель. Моя цель — учить жизни, совершенствовать характер, не просто драться. Должно быть что-то кроме техники. Я надеюсь достичь состояния «сатори».
— Почему Вы считаете, что каратэ должно быть «тихим», т.е. без звуков во время исполнения приемов в «кихоне» и «ката»?
— Помните, что каратэ — это единоборство. Каратэ было разработано для ведения поединка с самураем. В старые времена занятия были секретными, тихими. «Ката» важны, так как содержат множество реальных приемов. Мы должны понимать приемы, не только их применение. В старые времена жили самураи Хагакурэ; они скрывались за листвой и атаковали без предупреждения, как ниндзя. Вот почему я считаю, что «кихон» и «ката» должны быть тихими. Японцы говорят: «Аня ни симо га фуру га готоси». Я не могу точно перевести это выражение, но что-то вроде «иней осаждается тихо после наступления темноты». Мне нравится эта идея.
— Сэнсэй, насколько широко каратэ культивируется в Японии?
— Каратэ достаточно популярно, но не в такой степени, как другие единоборства.
— Почему?
— Опять же, это широкий вопрос. Я считаю, по той причине, что каратэ и кобудо были разработаны для боя с самураем, вооруженным катаной. Многие японцы предпочитают изучать кюдо или кэндо — боевые искусства самураев, представителей высшего сословия. Во времена самураев существовала система «си но ко сё». «Си» — представители высшего сословия («буси»), «но» — земледельцы, «ко» — ремесленники, «сё» — купцы. Мы все еще гордимся своими предками, эта система существует, но уже умирает. Я рекомендую всем ознакомиться с трудом Инадзо Нитобэ «Бусидо — душа Японии». Эта книга была написана для американцев.
— Сэнсэй, спасибо за то, что поделились с нами мыслями. Хотите ли Вы еще что-нибудь сказать?
— Да. Никогда не бросайте занятия и учебу. Каратэ помогло мне остаться живым. Не так давно во время работы я упал с большой высоты. Я не испугался и успел ухватиться за ветку. Я залез наверх и продолжил работать. Мои коллеги были удивлены. Кто-то еще ранее меня упал и разбился насмерть. Несмотря на 60-летний возраст я оказался достаточно силен, чтобы справиться с этим. Каратэ — моя жизнь и я никогда не прекращу заниматься.
— Осс! Спасибо, сэнсэй!
— Благодарю Вас.

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2006

 
Яндекс цитирования