Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ТЕКСТЫ
 
 
Гроза Тэтсухико Асаи

Тэтсухико Асаи, Главный инструктор JKS, 9 Дан Тэтсухико Асаи, Главный инструктор JKS, 9 Дан

Каратэ Сэнсэя Асаи отличается!

Тем не менее, читатель должен понять это правильно. Сэнсэй Асаи создает каратэ, чьи стандарты люди обсуждают по всему миру. Однако для Сэнсэя Асаи всё это в прошлом. Чтобы понять это, давайте рассмотрим исследования Сэнсэя Асаи на протяжении всей его жизни. Он занимался каратэ в знаменитом клубе Университета Такусёку. У него также было немало успехов на соревнованиях, включая победу на 5-ом Чемпионате Японии по каратэ JKA, где он стал абсолютным Чемпионом: как в ката, так и в кумитэ. После этих успехов он отправился обучать сотни тысяч учеников по всему миру, становясь героем традиционного каратэ. Это традиционное каратэ стало фундаментом для его дальнейших исследований. В то время как Сэнсэй Асаи путешествовал по миру, он приобрел колоссальный опыт из других боевых систем, которые позволили ему построить фундамент и создать свой личный, неповторимый стиль. Он старался сделать своё тело гибким подобно стволу ивы, чтобы повысить эффективность своего стиля. Однако он понял, что для повышения уровня своего каратэ необходимо развивать не только туловище, но также голову, руки и ноги. Благодаря развитию каждой части тела его техника стала молниеносной, как «гроза». Развивайте туловище, руки и ноги по отдельности, и тогда вашему противнику будет гораздо труднее увидеть приближение атаки. Сочетайте это с молниеносной скоростью Сэнсэя Асаи, и это сделает вашу комбинацию смертоносной. Эта специальная тренировка позволила Сэнсэю Асаи увеличить силу до такого уровня, что многие люди подумали бы о нем, как о сверхчеловеке. Однако эти техники нельзя отнести к сётокан-рю; они из каратэ стиля Асаи. Поэтому, начиная с этого пункта, мы бы хотели, чтобы читатель откинул все свои прежние концепции о том, что же такое каратэ. Только при этом условии вы сможете изучить каратэ Сэнсэя Асаи.

История Сэнсэя Асаи

Тэтсухико Асаи, Главный инструктор JKS, 9 Дан Тэтсухико Асаи, Главный инструктор JKS, 9 Дан

Учитель Асаи провёл почти всю свою жизнь в поисках пути. Его путь в каратэ был похож на «Грозу». Однажды он сказал: «Люди должны забыть обо всём и целиком окунуться в то, чего они хотят добиться. Однако не каждый человек сможет понять такой способ мышления или находиться в таких условиях. Тем не менее, именно это наиболее важно для успеха».
На самом деле Сэнсэю Асаи не свойственно говорить много. Однако если вы посмотрите ему в глаза, вы сможете понять глубину его знаний: орлиные глаза, проникающие внутрь, отражают невероятную безжалостность его тренировок. Уже давно люди боятся каратэ Сэнсэя Асаи. Они часто удивляются его прыгучести, которая проявляется в способности достичь невероятной высоты практически из любого положения.
Сэнсэй Асаи родился в 1935 году на о. Сикоку, что в префектуре Эхиме, Япония. Позже он стал всемирно известным каратистом. Асаи Сэнсэй был старшим сыном в семье полицейского. Он рос в деревне, становясь очень сильным, быстрым и энергичным юношей. Будучи мальчишкой, он часто занимался сумо, иногда участвовал в традиционных соревнованиях и всегда выигрывал. Он также был чемпионом в беге и получил прозвище «Утренний Экспресс», потому что он бегал, как скоростной поезд.
У своего отца он учился дзюдо, кендо и владению копьём. Даже в молодые годы его атлетическая способность была легко узнаваема. После броска Сэнсэй Асаи всегда приземлялся на ноги.
Однако ключевое событие в жизни Сэнсэя Асаи произошло, когда ему было 12 лет. Однажды он увидел настоящий поединок между боксёром и каратистом. Для него было не так важно, кто победит в этом поединке. Тем не менее, в памяти молодого Асаи навсегда осталось впечатление, как каратист ударом ноги вывел из строя своего противника для будущей атаки. Так образ каратэ навсегда оставили след в его сознании. Это случилось сразу по окончании Второй мировой войны, когда общество сильно беспокоилось о своём будущем. Люди уже не знали, где истина, а где ложь; драки и кражи были частыми явлениями. Сэнсэй Асаи захотел стать сильным как физически, так и умственно. Итак, он начал заниматься каратэ.
Следующее значительное событие в жизни Сэнсэя Асаи произошло, когда он шёл в школу со своим другом. Они проходили мимо школы и заметили человека в доги, занимающегося каратэ. Сэнсэй Асаи был потрясён его силой. Он подумал, что этот человек сильнее его, а его друг сказал: «А, он из клуба каратэ Университета Такусёку». С тех пор Сэнсэй Асаи думал лишь о том, как бы поступить в Университет Такусёку, чтобы тренироваться с их командой по каратэ. Он решил взяться за учебу и, несмотря на ненависть к ней, спустя 6 месяцев прошёл вступительный экзамен и поступил в Такусёку. Такусёку выдвинул на первый план его большое стремление. Далеко не каждый может выдержать такой путь. Сэнсэй Асаи был одним из 150 человек, что стали изучать каратэ в клубе, но уже в течение месяца почти никого не осталось. Учеба мало доставляла удовольствие, а тренировки нельзя было назвать счастьем; тем не менее, Сэнсэй Асаи упорно продолжал заниматься и вскоре он был допущен к проживанию в общежитии для каратистов. Это было большой честью быть допущенным жить здесь, поскольку все известные мастера сётокан тренировались в Такусёку. Сэнсэй Асаи, несмотря на трудности, был счастлив, что у него появился шанс стать действительно сильным, и другие удивлялись ему, потому что он не тренировался только во время еды и сна.
Сэнсэй Асаи закончил обучение в 1958 году, и Сэнсэй Накаяма настоял на том, чтобы тот продолжил занятия каратэ. На самом деле Сэнсэй Накаяма шутя сказал ему, что тот ничего не может делать кроме каратэ. Поэтому Сэнсэй Асаи поступил на инструкторские курсы JKA (кэншусэй). Это был золотой век JKA с большим разнообразием сильных и необыкновенных личностей. Он имел возможность тренироваться с этими людьми ежедневно, и это окончательно закрепило его решение следовать пути каратэ на протяжении всей своей жизни. За эти упорные тренировки он был достойно вознаграждён: в 1961 году на глазах у кронпринца — наследника престола Японии — Сэнсэй Асаи стал абсолютным чемпионом JKA (как в ката, так и в кумитэ), одержав победу над фаворитами: Сэнсэем Миками и Сэнсэем Шираи.

Часть 1
Тайвань: вызов сильнейшему боевому искусству


Tetsuhiko Asai, 9 Dan, JKS Chief Instructor Tetsuhiko Asai, 9 Dan, JKS Chief Instructor
Гавайи 1962 (левая фотография) Техника Сэнсэя Асаи уже стала немного отличаться благодаря тому факту, что он путешествовал по многим странам и изучал множество техник, позволивших ему развить своё тело и стиль. Однажды они стали частью арсенала его техник, он ввёл их в каратэ как каратэ стиля Асаи. Дубай (правая фотография) Вместе с наследником престола Объединённых Арабских Эмиратов.

Сэнсэй Асаи был первым, кто принес каратэ на о. Тайвань. И поскольку корни каратэ определенно основаны на китайском Кэмпо, каратэ не было принято на о. Тайвань в то время. Учитель Асаи непрестанно сталкивался лицом к лицу в поединках с мастерами других боевых искусств, и они доставляли ему много беспокойств. Причина заключалась в том, что если б он каждый раз побеждал, то все бы стали ненавидеть каратэ, а если б проигрывал, то каждый стал бы считать каратэ слабым. Однако он не мог проиграть нарочно, и поэтому, когда его соперник твёрдо решался драться, Сэнсэй Асаи демонстрировал свои необычайные возможности, но он никогда не причинял какого-либо серьезного или постоянного ущерба противнику. Поэтому он успешно ходил по политическому канату. Он способствовал развитию каратэ на Тайване, часто демонстрируя своё искусство на телевидении. Во время этих трансляций люди собирались на улицах возле ресторанов и магазинов, так как телевидение в то время было малодоступным.
Однажды г-н Лин — старший инструктор кун-фу (стиль журавля) на Тайване — пригласил Сэнсэя Асаи на обед. Ассистент г-на Лин был братом жены Сэнсэя Асаи. Г-н Лин был очень сердечным, мягким и вежливым человеком. Однако в разгаре беседы произошло непредвиденное событие. Г-н Лин под действием алкоголя стал очень враждебным по отношению к Сэнсэю Асаи: его глаза жаждали крови. В тот момент г-н Лин агрессивно атаковал Сэнсэя Асаи. Он часто кричал «киай», и в результате чего на его лице мгновенно вздулись вены. Тем не менее, Сэнсэй Асаи быстро отразил и нейтрализовал атаку г-на Лин: ни одна из его атак не достигла цели. Все это время Сэнсэй хранил спокойствие, постоянно улыбался, держа одну из рук в кармане и обороняясь другой. Г-н Лин продолжал тестировать защиту Сэнсэя Асаи, но, в конечном счете, он осознал тщетность всех своих усилий и сдался, немедленно вернувшись в образ непринужденного и счастливого человека. Позже г-н Лин объяснил причину, по которой он атаковал Асаи: он хотел проверить, сможет ли он научить чему-то его старших учеников, которые занимались кун-фу более 20 лет.
Если бы Учитель Асаи оказался слабым, г-н Лин покалечил бы его. Однако г-н Лин, которому было 60 лет, сказал, что не встречал кого-либо, кто смог бы отразить его атаки, и он был очень удивлен тому, что настолько молодой человек (Сэнсэю Асаи тогда было 26 лет) может обладать такой мощью. После чего вечеринка беззаботно продолжалась до утра. Также г-н Лин настоял на том, чтобы все его ученики изучали каратэ в додзё Сэнсэя Асаи. После той вечеринки, продолжавшейся до утра, г-н Лин настоял на том, чтобы все его студенты занимались каратэ с Сэнсэем Асаи. Эта рекомендация очень помогала: поединки с Сэнсэем Асаи стали редкими, и тайваньское общество боевых искусств стало открытым для него.
Добившись таких успехов, Сэнсэй Асаи отправился на Гавайи, где он продолжил преподавать каратэ. Он также путешествовал по всему миру, доводя до сотен тысяч человек своё видение каратэ. Наконец он вернулся в Японию, чтобы стать техническим директором JKA.
В 2000 году Сэнсэй Асаи учредил некоммерческую организацию JKS как путь для дальнейшего развития каратэ. Он сфокусировался не только на техническом, но и на духовном развитии. Он верит в необходимость духовного развития, ведь это путь к доброте и уважению других людей. Кроме того, он создал каратэ для инвалидов-колясочников как способ для вовлечения в каратэ всех людей независимо от каких-либо препятствий. Он верит, что благодаря этому помощь обществу и духовное развитие будут равноценными для всех, а не только для талантливых и физически развитых людей. И по-прежнему, спустя 50 лет тренировок, Сэнсэй Асаи прилагает все усилия, чтобы добиться совершенства своего каратэ. Ежедневно — 365 дней в году — он просыпается в 5 часов утра и усердно тренируется по два с половиной часа. «Возможно, люди думают, что это тяжелая работа, но для меня это естественно. Самообучение — это способ, при помощи которого я проталкиваю себя вперед до предела и изучаю нововведения моего личного каратэ. День, когда прекратится мое духовное и техническое совершенствование в каратэ, настанет, когда я уйду из этой жизни. Вот почему спустя 10 лет я стану еще лучше, чем сейчас. Поэтому ежедневно я должен продолжать заниматься как ученик». Сэнсэй Асаи видит эти тренировки естественной частью своей жизни, и это качество выделяет его из большинства. Развитие его каратэ, возможно, подобно пуле: постоянное увеличение скорости. Постоянная тренировка предельно важна. Также он сказал: «Важно создать свои собственные тренировочные методы, совпадающие с вашим физическим уровнем. Ежедневно мы должны улучшать наши сегодняшние методы, делая их совершеннее вчерашних, а завтрашние — совершеннее сегодняшних». Это истинный дух каратиста.

Часть 2
Гроза Сэнсэя Асаи


Tetsuhiko Asai, 9 Dan, JKS Chief Instructor Tetsuhiko Asai, 9 Dan, JKS Chief Instructor

Секрет каратэ Сэнсэя Асаи — в его разработанных суставах. Он считает, что мы должны использовать наши суставы как можно больше. Если мы следуем этому принципу, наше каратэ навсегда изменится. Проблема заключается в том, что, когда люди стареют, снижается скорость их мышц; поэтому их скорость и мощь также убывают. Это естественный процесс, который происходит со всеми людьми, как только они становятся старше. Тем не менее, Сэнсэй Асаи обратил этот процесс вспять благодаря внедрению новых техник и тренировочных методов, которые разработал он лично. Сила суставов гораздо важнее силы мышц. Разрешите мне дать характеристику техники Сэнсэя Асаи. Он говорит: «Очень важно использовать суставы. Я могу свободно использовать свои суставы из любого положения и любым способом, каким бы ни пожелал, чтобы встретить любую атаку. Ниже приведены вопросы Сэнсэю Асаи и его ответы на них.
— Асаи Сэнсэй, что такое сустав?
— Ответ прост: сустав — это механизм, который вращается; и это вращение позволяет мышцам сокращаться и расслабляться.
— А так мы можем применить эту технику «щелкающего» сустава?
— Возьмем, к примеру, простейшую технику каратэ — прямой удар рукой. Большинство людей концентрируются только на силе, направленной прямо. Однако мы должны концентрироваться на плече и предплечье, чтобы выбросить и ввернуть удар вперед. Прямое движение становится вторичным отношению к вворачивающейся и проникающей внутрь силе плеча и предплечья (см. рисунки 1-a и 1-b).
Давайте представим себе конструкцию нунчаку. Нунчаку состоит из двух деревяшек, соединенных веревкой или цепочкой, и не имеет мышц. Однако когда одна из конечностей зафиксирована, эта слабая верёвка выхлёстывает другую конечность вперёд, производя очень мощный удар. Но что делает эту конструкцию настолько сильной?
На рисунке 1-c легко видеть, что нунчаку используется, как кнут. Это «хлесткое движение» нунчаку способно генерировать неимоверную энергию. Держа один конец в руке, махните другим концом и немедленно верните его обратно. Тогда свободная часть нунчаку достигнет цели подобно кнуту, войдет в контакт с ней и нанесет существенное повреждение. То же самое можно наблюдать в кендо. Когда мастер кендо атакует противника при помощи шинаи (бамбуковый тренировочный меч), он не напрягает мышцы для увеличения силы удара, а только расслабляется и дает энергии высвободиться, достигая цели хлесткими ударами. Новичок, напротив, держит шинаи с напряжением; в итоге уменьшается сила и нарушается устойчивость, что делает его неспособным к использованию в технике «снэпа» (от англ. snap — щелчок).
Асаи Сэнсэй открыл этот способ генерирования энергии, когда изучал китайское искусство владения девятисекционным хлыстом (см. рисунок 1-d).
Таким образом, будь то техника нунчаку, кендо или каратэ, мы должны использовать технику щелчка, как кнут. Без хлёсткого действия сила и скорость будут меньше. Поэтому чем больше суставов вовлечено в удар, тем большая сила генерируется в момент контакта с целью. Этой техникой могут эффективно пользоваться даже старые или слабые люди, так как именно суставы определяют все движения.
Сэнсэй Асаи далее говорит следующее: «Поэтому, смягчая и разрабатывая наши суставы, а также, занимаясь применением этих суставов, каждый сможет понять полную амплитуду движения. Увеличивая эту амплитуду во время тренировок, каждый сможет использовать хлесткое движение в своей технике каратэ. Поэтому сила суставов вместе с силой спины, которая заключается в вашей способности наклониться, скрутиться и повернуться в любом направлении, а также сила ног и бедер помогут вам достичь максимальной силы удара».
Техника Сэнсэя Асаи сегодня гораздо более эффективна, чем в молодые годы, поскольку теперь он полагается не только на одни мышцы.
Автор этой статьи попросил Сэнсэя Асаи показать эту технику на нем. Когда тот нанес очень мягкий удар, автор почувствовал острую боль, большую, чем от ножевого ранения. Девятисекционный хлыст, как, вообще говоря, и руку человека, можно использовать как для прямой, так и для круговой атаки (вокруг чего-то).

Часть 3
Тренировочные методы: делаем связки мягче


Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai

Сэнсэй Асаи дает следующее определение, почему необходимо делать связки мягкими и способными выполнять технические действия подобно девятисекционному хлысту. Он говорит, что, прежде всего, мы должны научиться напрягать и расслаблять суставы, связки и мышцы. И еще: способ тренировки определяет способность к атаке и самообороне; разработанные суставы в дальнейшем будут определять вашу боеспособность. Наиболее важно разрабатывать плечи, талию, бедра, голени, лодыжки, грудь и позвоночник. Не менее важно использовать все их вместе, как девятисекционный хлыст. Этот тренировочный метод Сэнсэй Асаи называет «дзю-дзин-хо», что можно перевести как смягчение связок.
1) Растяжка
2) Расслабление
3) Движение (повороты)
Разрешите мне рассмотреть эти вопросы более подробно.
1) Растяжка Сэнсэя Асаи в основном состоит не только из последовательного чередования напряжения и расслабления связок, но также из воображаемого применения напряженных и расслабленных связок в действии.
2) Расслабление в основном заключается в энергообмене между внутренней и внешней средами благодаря дыханию; мы должны вообразить себе этот процесс, чтобы тренировать связки. Если вы не используете этот тренировочный метод, вы тренируете лишь форму, а не силу движения. Взгляните на 1~4 фотографии (рис. 2): вытолкните свою энергию изнутри наружу, затем потянитесь и почувствуйте приток энергии в ваше тело. Каждый раз, выпрямляя руки в локтях, делайте глубокий вдох; при этом растягиваются связки.
3) Эти повороты также помогут вашим связкам. Чтобы выполнить это движение, используйте лодыжки, поясничный, грудной и шейный отделы позвоночника как оси вращения. Это тренировка позволит раскрепощать и фиксировать ваши суставы. Взгляните на 5~8 фотографии (рис. 2): в зависимости от того, которой из осей вращения вы уделяете больше внимания, движение будет немного меняться. Фотографии 9~11 (рис. 2): в этом упражнении используется как движение, так и вращение. Мы можем использовать все наши суставы, вращая их вокруг своих осей различными способами: например, открывая и закрывая, описывая окружности, сгибая и разгибая (в зависимости от типа растягивающего упражнения и от того, какой именно сустав вы растягиваете в это время). Например, рассмотрим тренировку плечевого сустава. Пожалуйста, имейте в виду: если у вас закрепощенные плечи, то кулак движется очень медленно, а значит, вся сила остается в вашем плече и не достигает цели. Именно поэтому очень важно раскрепостить плечи, сделать их более мягкими; при этом не менее важно держать голову прямо и вытягивать шею вверх, чтобы не сдавливать суставы. А теперь посмотрите на схему растяжки плеч (рис. 3). Эти тренировочные методы для связок плеча разработал Сэнсэй Асаи. Можете ли вы добиться сильного удара плечом, не используя все тело (см. фото 12)? Я думаю, у большинства людей плечи закрепощены, и поэтому удар окажется слабым. По этой причине я расскажу вам о тренировочном методе Сэнсэя Асаи (см. фото 13~15): когда работаете над этой техникой, не думайте о теле — просто используйте плечо и ключицу. Это приведёт к очень сильной атаке.
Как только вы научитесь использовать ваше плечо должным образом, рука будет естественно «щелкать» в локте за счет мышц спины, что позволит вашей атаке обвиться вокруг атаки противника.
Посмотрите на фото 16~17, а затем на фото 18~19. Здесь ваша рука должна быть использована, как девятисекционный хлыст. Несмотря на то, что ваш противник сможет попытаться блокировать атаку, ваша рука хлестко ударит его сзади по шее. Атака хайто по затылку также очень эффективна. Эту идею можно также использовать при выполнении защитных действий. Когда выполняете блок, не останавливайте его в определённой точке; вы должны пробить насквозь и блокировать с высокой амплитудой, при этом раскрыть оборону противника и, управляя его техникой, одновременно атаковать. Фото 20~22 показывает движение, при помощи которого можно легко добиться мягкого «щелка» с передачей силы от плеча к предплечью без потери энергии. Если мы занимаемся этим упражнением во всех направлениях (вверх, вниз, внутрь, наружу, вправо, влево), мы сможем справиться с соперником в любой ситуации из любого положения.
А теперь, когда мы уже позанимались этими упражнениями, перейдем к следующему упражнению (см. фото 23~25). Эти фотографии наглядно демонстрируют, как два движения — блок и контратака — сливаются в одно. Не стоит разбивать его на две части; необходимо мгновенно перейти от защиты к контратаке.

Хлёсткое движение ногой

Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai

А теперь представьте себе ноги, работающие по тому же принципу, с такой же мягкостью, как и руки. Как и рука, нога также может быть использована, как хлыст. Если мы взглянем на фото 26, то увидим, что это не просто круговое движение ногой: все суставы ноги используется, как в китайском девятисекционном хлысте. Используя тело по этому принципу, удар ногой может быть нанесен разными способами. Например, на фото 27~29 изображены последовательные блок и атака в колено. Здесь нет отдергивания ноги назад; только единое и плавное движение. Так же как и рука, нога может обвиться вокруг руки или ноги атакующего противника.
Учитель Асаи способен ударить ногой с близкой дистанции. Это достигается благодаря подвижности суставов и мягкой технике. В обычном каратэ большинство людей думают только о том, как бы закрепить суставы во время удара ногой.
На фото 30~31 изображена техника идори — удар ногой из положения сидя. Эта техника самообороны объединила в себе идеи девятисекционного хлыста и технику каратэ. Она может быть выполнена только в том случае, если ваши суставы достаточно гибкие и раскрепощенные.
На фото 32~33 показан блок гэдан укэ. К сожалению, фотографии не могут показать и охарактеризовать всю мягкость и непрерывность этой техники. Тем не менее, каждый должен помнить, что это не просто блокирующая техника. Каждый должен приспособиться к движениям противника, чтобы блок мог стать атакой в любое время (фото 34~35). Мы должны уметь мгновенно принимать решение, какую именно технику использовать против своего оппонента.
Сэнсэй Асаи говорит: «Пожалуйста, будьте внимательны и осторожны, когда занимаетесь этими упражнениями. Совершенствуйте свое мастерство шаг за шагом. Вы должны дать своему телу время привыкнуть к этой технике, изучить ее. Как вы уже успели заметить, эта техника разбита на множество частей. Отрабатывайте эту технику по частям в определенном порядке, и тогда ваше тело сможет естественно и непринужденно выполнять каждую часть техники по отдельности. Затем объедините все эти части в одну технику, чтобы получить максимальную скорость движения. Если вы с самого начала будете пытаться сделать его с максимальной скоростью, вы можете получить серьезную травму, поскольку вы не дали своему телу изучить все надлежащие углы движений, требуемые для каждого шага, составляющего эту технику».
Идеи, изложенные выше, — для новичков. Сэнсэй Асаи работает над гораздо более продвинутыми и сложными техниками. Если каратист (с любой квалификацией), впервые пытающийся освоить этот метод, сможет «схватить» хотя бы 30% изложенного выше материала, автор верит, что это настоящее достижение.

Жизненно важные точки (кушо) и закалка кистей рук (тэссашо)

Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai

Кушо — это способность нанести удар по противнику, который «выключит» его на определенное время после атаки. Это время определяется техникой.
Тэссашо — это усиление или закалка кистей рук при помощи различных материалов. Наиболее известный из используемых материалов — железный песок.
Используя технику тэнкэцу дзюцу, не важно, насколько силен ваш противник; легким прикосновением он будет поражён.

Что такое тэнкэцу дзюцу?

Техника Сэнсэя Асаи очень глубока. Один из примеров глубины его знаний — понимание и применение тэнкэцу дзюцу. Тэнкэцу дзюцу — это техники атаки акупунктурных (биологически активных) точек тела человека. В Китае эти точки использовались для применения в боевых искусствах, Цигун и традиционной медицине. Тем не менее, представители медицины знают не обо всех точках, которые используются в каратэ. Точки, которые могут быть использованы для оздоровления, могут также быть использованы для разрушения организма. В боевых искусствах, атакуя жизненно важные точки, можно вызвать ослабление, онемение, а также причинить боль противнику. Чтоб понять эту технику, Сэнсэй Асаи вынужден был путешествовать по всему Китаю, и ему улыбнулась удача, когда он прикоснулся к этим знаниям. Этим техникам не учат открыто из-за их опасного действия, тем не менее, мы попросили Сэнсэя Асаи дать нам специальное введение в эти техники и их объяснение. В теле человека всего 365 суставов, 72 точки, вызывающие паралич, и 36 точек, вызывающих смерть. В дополнение к этому вы должны знать, что кровь и энергия «чи» циркулируют в теле. После того, как это сказано, я могу дать вам введение в эту технику. Если вы атакуете противника свом пальцем в определенную точку в определенное время суток, может остановиться циркуляция как крови, так и энергии, что вызывает паралич или смерть противника. С давних времён своего существования человек имел естественный биоритм. Каждый человек просыпается с утра, спит ночью и ест, когда голоден. В зависимости от времени суток циркуляция крови может меняться. Поэтому когда вы атакуете определенную точку в определенное время с определенным воздействием на нее, вы сбиваете и путаете естественный ритм человека. И тогда получается, что вы просто «выключаете» ритм тела, разрушая его. Зона вокруг биологически активной точки может испытывать различные симптомы, включая болезненность, оцепенение, паралич или потерю контроля. Результат атаки зависит от ее потенциала.
К несчастью некоторых людей, в том числе и участников соревнований по боевым искусствам, этот тип атаки может произойти во время обычного тренировочного процесса или соревнований, приведя к смертельному исходу без умысла виновного. С немедицинской точки зрения это происходит вследствие того, что спортсмен получил удар в определенную точку тела в определенное время суток, что и вызвало естественный сбив циркуляции крови и энергии «чи». Эти жизненно важные точки также опасны на протяжении всего дня, хотя их эффект ограничен. Это может случиться с любым человеком во время прогулки, случайно поскользнувшимся и упавшим, задев при этом определенную точку в определенное время, что сделает его неспособным двигаться. Кроме того, в противоположность тому есть теория, при помощи которой можно лечить травмы.
Тем не менее, очень важно указать, что изучение тэнкэцу дзюцу может быть очень опасным. В прошлом эти знания хранились в строжайшем секрете, и лишь немногие были допущены к ним. Само название тэнкэцу дзюцу часто изменялось для поддержания секретности.

Для того чтобы приступить к изучению тэнкецу дзюцу, необходимо знать следующие пункты.

1. Каждый должен знать расположение акупунктурных точек, а также органы, около которых они расположены.
2. Каждый должен знать пути циркуляции крови и энергии «чи», а также биоритмы.
3. Каждый должен знать теорию тэнкэцу дзюцу.
4. Каждый должен изучить технику ударов пальцами.
5. Каждый должен практиковать атаки по акупунктурным точкам.
6. Каждый должен тренировать точность; вы должны уметь поразить точку движущегося противника в темноте.
7. Каждый должен уметь атаковать с дальней дистанции.
8. Каждый должен изучить, как атаковать, даже когда очертания противника не ясны или когда что-либо располагается между вами и противником.

Конечно, даже если ваш противник двигается в темноте, вы должны уметь найти любую точку. Используя лишь одни глаза, это было бы довольно сложно; поэтому каждый должен использовать все свои чувства для поиска цели. Чтобы совершенствовать это, Сэнсэй Асаи изготовил манекен человека реальных размеров, указав на нём все жизненно важные точки. Пользуясь этим манекеном, он мог заниматься тэнкэцу дзюцу с различных углов и различных положений, используя не только глаза, но и все сознание целиком. К тому же он использовал кратчайшие и скорейшие пути для поражения цели. Во время показательных выступлений Сэнсэй Асаи не поражает эти точки: вместо этого он атакует определенные участки мышц. Если, выполняя технику тэнкэцу дзюцу на противнике, вы используете лишь один палец (иппонкэн), то в конечно счете вы можете повредить его. Поэтому для максимальной эффективности атаки пальцем необходимо выждать момент, когда противник наиболее слаб, и тогда вам не понадобится слишком сильный удар — вы достигнете максимального эффекта при минимальных затратах энергии.
Например, вероятно, вы заметили, что на вдохе ваш соперник слаб. Вы же должны выдыхать во время атаки. Поэтому, атакуя противника в момент его выдоха, от вас требуется меньше силы и мощности, а эффект будет максимальным.
Диаметр акупунктурных точек составляет около 4 мм. Во время атаки по жизненно важным точкам необходимо не просто бить; в момент контакта с целью важно поворачивать палец на 45 градусов по часовой стрелке или вибрировать им. В зависимости от атакуемой точки и желаемого результата используются различные техники: сильные или слабые, проникающие или поверхностные.
Сэнсэй Асаи говорит, что можно атаковать не только эти точки, но также и соединяющие их пути. Центр переднего отдела тела называется «ниньяку», а заднего — «токуньяку». Используя внешнее ребро ладони и внутреннюю сторону предплечья, мы можем перекрыть циркуляцию крови и энергии «чи». Техника тэнкэцу дзюцу основана на том, что в теле человека постоянно циркулирует энергия «чи»: в центр переднего отдела тела впадает путь «ниньяку», а в центр заднего отдела — «токуньяку». Поразив эти пути, довольно просто остановить биоритмы и циркуляцию энергии противника. Это может быть проделано при помощи шуто (рубящим движением внешним ребром открытой ладони).

Как сделать «железный кулак»?

Вернемся к п. 8: необходимо так натренировать свои руки и пальцы, чтобы стало возможным атаковать сквозь разные вещи. Это называется тэсашо. Прежде чем начать изучать тэнкэцу, необходимо закалить разные части тела (например, пальцы).
Эта идея берет начало с тех времен, когда «кулак должен был проломить череп тигра, ребро кисти сломать шею быка».
Асаи сэнсэй считает, что это слишком, тем не менее, он сам способен сломать пальцем металлический брусок. Поэтому использование закаленных участков тела для нанесения атак по 36-ти жизненно важным точкам действительно смертельно.

Способы тренировки тэсашо

Основной способ тренировки тэсашо очень похож на тренировку с макиварой. Тем не менее, в китайском кэмпо в зависимости от стиля существует множество методик. Кто-то набивал руки в емкостях размером с кулак, кто-то — в больших корзинах. Наполнителем могут быть различные материалы, но обычно начинают с песка и продолжают зелеными бобами, металлической дробью, и даже китайскими целебными травами для укрепления рук. Формула целебных трав хранится в строжайшем секрете, поэтому ее практически невозможно вывести из Китая, и сэнсэй Асаи вынужден использовать другие методы. Одним из наиболее важных факторов в тэсашо является принятие мер осторожности: необходимо заботиться о своих руках после тренировки; лучшая защита — китайская мазь из целебных трав. Когда вы молоды, у вас хорошая циркуляция, поэтому ваши руки заживают быстро; однако с возрастом циркуляция замедляется, и для ее восстановления в тренируемой области использование мази является жизненно необходимым.
В противном случае это приведет к недостатку циркуляции и появлению чувства холода и онемения в соответствующих областях. Когда сэнсэй Асаи был молод, он не пользовался мазью, и это привело к проблемам со зрением. Когда его китайский друг узнал об этих проблемах, то спросил, почему тот не заботится о своем здоровье, и предложил мазь в качестве подарка. С тех пор каждый раз после тренировки сэнсэй Асаи пользуется этой заживляющей ушибы мазью, которая содержит более 50 китайских целебных трав. Асаи сэнсэй считает, что в занятиях важна постепенность; другими словами, нужно начинать с небольших негрубых материалов, медленно увеличивая размер и жесткость: сначала песок, потом рис, затем бобы, и только потом можно перейти к металлической дроби. На о. Тайвань люди после многих лет тренировок используют в качестве цели длинные стебли бамбука, расположенные на стене. Учитель Асаи также рекомендует читателям начать набивать руки с различных углов о свои ноги. Это позволит развить в то же время развить ноги. Поначалу рука будет испытывать небольшую боль, и пальцы станут мягче. Ладонь очень чувствительна и содержит много суставов. Необходимо развивать ее силу для использования в качестве оружия. Также необходимо знать, как поразжать цель, иначе можно повредить ударную часть. При ударе нетренированной частью по жесткому предмету вы непременно поранитесь. Необходимо понимать для достижения результата необходимо правильно тренироваться долгое время, и только после 6 месяцев занятий можно наблюдать какой-то эффект. Однако для превращения кулака в настоящее оружие необходимо тренироваться многие годы.

Часть 4
Техника


Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association

Техника сэнсэя Асаи не имеет начала и конца, она может быть использована в любое время и в любой ситуации. Он считает, что в настоящих боевых искусствах нет украшений и лишних движений. Необходимо поразить цель всего одной решительной атакой, и если не получилось, то завершить дело второй. Соперники Асаи не видят его атаки, а замечают лишь ее стремительность. Невозможно предугадать, когда и откуда придёт его атака. Существенным отличием техники Асаи является отсутствие ритма, что не дает противнику предугадать тайминг атаки, и именно поэтому у нее нет начала и конца. Теперь легко понять, почему Асаи называют «ураганом». Дыхание тесно связанно со способом движения. Грубо говоря, вы должны уметь контролировать свое дыхание во время занятий, т.е. научиться сохранять мышцы в расслабленном состоянии при замедленном дыхании. Сэнсэй Асаи тренируется в течение десяти минут, стараясь дышать как можно меньше. Для читателей, кто находит сложным следовать идеям Асаи, мы покажем некоторые из них.

Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karatedo Association

Рисунок А (справа):
Коленом атакуйте акупунктурную точку, находящуюся чуть локтя.
Рисунки В–С (справа):
Коленом атакуйте акупунктурные точки, находящиеся внутри или снаружи от колена противника.
Техника Асаи основывается на его знаниях и гибкости суставов. Это невозможно проиллюстрировать на страницах журнала. На этот раз мы попросили его показать необычное каратэ.
Рисунки А–D (слева):
Атакующий (Скотт Лэнгли) наносит удар дзёдан цуки; одновременно защищающийся (Тэтсухико Асаи) протягивает удар на себя, правой пяткой быстро вытягивает левую ногу нападающего. Затем Асаи своим коленом атакует акупунктурную точку противника, находящуюся на внутренней стороне колена последнего, и толкает его в слабое направление.
Свою силу Асаи черпает не из одного источника: гибкое тело и разработанные суставы позволяют ему раскрыть потенциал спины, ног, таза, использовать щелчок (снэп) локтей и плеч. Все эти источники энергии находятся в его распоряжении; он использует их естественно, в зависимости от ситуации, без лишних потерь.

Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association (IJKA)

Рисунки Е–Н (справа):
Хлестким движением Асаи отражает атаку противника гьяку цуки. Это защитное действие переходит в атакующее (удар наносится по шее сбоку), и затем он опрокидывает атакующего на пол.
Рисунки I–L (посередине):
Чтобы выполнить эту технику, необходимо сначала отклониться назад (не уходя). Необходимо достичь давления, которое должно вытолкнуть вас вперед. Затем вы должны «войти» в защиту противника и, захватив его плечо и локоть, толкнуть в слабое направление. Вы должны правильно распознать акупунктурную точку противника.
Рисунки M–P (слева):
Схватив за руку противника, выполняющего дзёдан гьяку цуки, повернитесь, дергайте и бросайте. В данном случае необходимо использовать скорость противника. Ваше тело должно быть расслабленным, суставы раскрепощенными, и тогда небольшим движением вы сможете дестабилизировать положение центра тяжести и оторвать противника от земли.

Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association (IJKA)

Рисунки Q–T (справа):
Используйте правую ногу для защиты от удара ногой. Не ставя ногу на пол, ударьте противника в область паха. Это довольно простая и эффективная техника.
Рисунки U–X (слева):
В то время как противник атакует чудан ои цуки, своевременно войдите в его защиту. Захватив его правую руку, при помощи предплечья толкните противника в горло и повалите на пол. Если вы незнакомы с акупунктурой, вам придется приложить много усилий для выполнения этой техники.

 
Яндекс цитирования