Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ИНТЕРВЬЮ
 
 
Интервью с Сакумото Цугуо (7 дан каратэ рюэйрю)



Выступление четырнадцати окинавских мастеров на прошлогоднем фестивале боевых искусств в Париже продолжалось более получаса. За это время вниманию зрителей в переполненном дворце спорта "Берси" было представлено немало интересного — от демонстрации устойчивости основных стоек и упражнений на макиваре и ката различных стилей, практической самообороны и упражнений с керамическими сосудами и железными гирями, до демонстрации кобудо и разбивания предметов, при которых у зрителей перехватывало дыхание. Завершил это фантастическое выступление сорокапятилетний обладатель седьмого дана в стиле рюэйрю Цугуо Сакумото. И не случайно. Ведь своим превосходным исполнением ката Анан он завоевал признание специалистов всего мира, а в Париже это упражнение стало "гвоздём" не только целого блока выступлений мастеров кулачного искусства с Окинавы, но и всего фестиваля.

Движения этого бритоголового и на первый взгляд архисерьёзного сэнсэя завораживали. Он выполнял их с такой естественностью и лёгкостью, как будто бы для него не было ничего более простого и само собой разумеющегося, чем ката. Зрителям иногда казалось, что на татами находится не человек, а леопард, складные и мягкие движения которого в считанные доли секунды переходят в смертельную атаку. Именно такой гармоничностью и свободой движения отличались упражнения Сакумото, и в то же время в них была необычайная быстрота и сила каждого удара, после которого обычный смертный с трудом бы оказывал какое-либо сопротивление...

К счастью, стальных рук и ног этого невысокого окинавца, "украшенных" твёрдокаменной кожей от постоянных ударов, никто не должен опасаться. Вне татами Цугуо Сакумото — человек с добрым сердцем и широкой улыбкой, которому свойственно чувство юмора и желание поговорить с каждым на любую тему. И совершенно понятно, что темой нашего разговора в утробе зала "Берси" было ни что иное, как каратэ...

— Как вы пришли к этому боевому искусству?

— В общем, вполне закономерно, вы ведь наверняка знаете, что Окинава является колыбелью многих стилей, и именно здесь каратэ обрело своё лицо. Заниматься им я начал с пятнадцати лет, но пробовал себя и в других видах боевых искусств. Например, я обладаю вторым даном по дзюдо и первым по кэндо.

— Таким образом, каратэ вы занимаетесь уже более тридцати лет, в течение которых приобрели не только высокое признание, но и огромный практический опыт. Расскажите, как вы смотрите на каратэ сегодня?

— В первую очередь как на боевое искусство, в котором главное — быстрота, сила и умение расслабляться. Движения в нём должны быть максимально свободными, но одновременно быстрыми и жёсткими в завершении. Важно в завершении движения суметь сосредоточить всю энергию в одной точке.

— В мире особенно популярны стили годзюрю, сётокан и ситорю, но вас пленил рюэйрю, которым занимается довольно узкий круг людей. Почему вы выбрали именно этот стиль, и чем он отличается от других?

— Это верно, сётокан и годзюрю очень популярны в мире. Я отдал предпочтение семейной традиции — искусству Норисато Накаимы, которое переходило по наследству от отца к сыну. Особенно мне нравились мягкость и складность движений этого стиля, при которых тело должно быть всегда упругим и очень гибким. Достичь такой гибкости в каратэ я считаю самым трудным. Также важно иметь крепкие мускулы, необходимо их постоянно тренировать, упражняясь главным образом с деревом.

— Любители каратэ вас знают, прежде всего, как специалиста по ката. Почему вы выбрали именно этот путь?

— В прошлом я занимался и кумитэ, однако посмотрите на мои выбитые зубы... Кроме того, в каратэ, как мне кажется, основное — не количество выигранных поединков, а опыт, который в них приобретается. Поэтому кумитэ и ката тесно взаимосвязаны. Без овладения ката спортсмен не может быть хорошим бойцом, и наоборот — опыт, приобретённый в поединках, помогает лучше понять и овладеть ката. Однако над всем этим стоит принцип будо, а он — основа всего.

— Не каждому удаётся овладеть ката на таком высоком уровне, каким обладаете вы. Каких международных наград вы были удостоены за ваше мастерство?

— В общем, я завоевал семь наград мирового уровня — в 1984, 1986 и 1988 годах я становился чемпионом мира. В 1985 и 1989 я выиграл Всемирные игры, а в 1987 и 1989 годах — Кубок мира.

— Все эти ценные призы вы выиграли в разделе ката или приобрели "золото" и в кумитэ?

— Во всех случаях за выступления в ката.

— В Париже вы продемонстрировали зрителям и упражнения с бо, которое тоже было потрясающим. Кобудо вам также прикипело к сердцу...

— Это правда, я с удовольствием упражняюсь практически со всем традиционным оружием кобудо, не только с бо.

— С какими видами вам нравится тренироваться больше всего?

— Честно признаться, с бо и кама.

— Кама очень острое оружие. Не боитесь пораниться?

— Иногда поцарапаюсь, но страха перед ним не испытываю. Если владеете оружием в совершенстве, то не нужно бояться.

— Сколько времени проводите на тренировках?

— В настоящее время упражняюсь ежедневно по три с половиной часа. Кроме того, каждый день тренирую своих учеников в Высшей школе в Урасоэ.

— В вашем английском иногда можно услышать и немецкие интонации и выражения. Где вы научились немецкому?

— В Кёльне, где я готовил одну студию для нашего олимпийского комитета. Я там был в течение года, так что за это время кое-что отложилось...

О японцах говорят, что они с иностранцами довольно сдержанны, и в свою "кухню" допускают только изредка. Цугуо Сакумото скорее исключение, которое подтверждает правило. Это действительно так, потому что на страницах "Будо журнала" благодаря этому виртуозу ката появятся и другие интересные статьи об окинавском каратэ.

 
Яндекс цитирования