[ Э. Горовой ]
Э.Г.: Господин Танака, на сегодняшний день вы, пожалуй, самый «доступный»
мастер японского каратэ такого ранга в нашей стране — ведь вы бываете в России
до 10 раз в год и отдаёте массу времени популяризации здесь каратэ сётокай.
Т.T.: Возможно, это так. Действительно, начиная с 1992 года, я побывал в России
53 раза. И каждый раз, приезжая сюда, я не перестаю удивляться огромным
переменам, идущими семимильными шагами.
Э.Г.: Вы были учеником знаменитого сэнсэя Накаяма Масатоси. Известно, что
обучение в его додзё было крайне жестким. Каким вам запомнился вам ваш учитель?
Т.T.: Накаяма-сэнсэй запомнился мне как человек, заслуживающий большого
уважения. Обучение в его додзё действительно было очень строгим, хотя и
теоретически очень правильным и рациональным, особенно это касается обучения
базовой технике — кихон, но когда Накаяма-сэнсэй выходил из зала и снимал
каратэги, это был открытый, добрый и очень мягкий человек.
Э.Г.: Вы стояли у истоков создания JKS. Расскажите, какими основными принципами
руководствуется эта организация.
T.T.: Конечной целью JKS является не победа в соревнованиях, а познание самой
жизни посредством каратэ. Каратэ JKS — это каратэ для всех, что называется, от
мала до велика. Для детей — это обучение элементарным правилам поведения и,
естественно, физическая подготовка, для женщин — самооборона, для молодёжи —
просто спорт, для пожилых — поддержание физической формы, а для инвалидов один
из видов спорта, в котором они могут участвовать и не чувствовать себя
обделенными.
Э.Г.: Известен случай, когда вы, выступая в роли организатора чемпионата мира по
каратэ в 1991году, смогли за два дня собрать представителей из 42 стран. В чём
секрет?
T.T.: Да, с 19 по 21 декабря 1991 года в Дубаи проходил чемпионат мира по
каратэ, и я, по указанию сихана Асаи, занимался его подготовкой. И
действительно, тогда мне удалось за три дня собрать спортсменов из 42 стран. Но
никакого секрета в этом нет. Большую роль сыграл мировой авторитет сихана Асаи,
а я просто занимался возложенными на меня обязанностями.
Э.Г.: Считаете ли вы, что уровень каратэ падает?
T.T.: Я не знаю, по каким критериям можно судить о том, что уровень каратэ
падает. Наверное, можно назвать две причины. Первая — слишком большое количество
соревнований. Это ведёт к тому, что спортсмены начинают готовиться к
определенным соревнованиям и в своем запале забывают, для чего вообще занимаются
каратэ. Они отходят от каратэ как вида будо и начинают заниматься им как видом
спорта. В результате для поддержания уровня настоящего каратэ, для настоящих
тренировок у спортсменов просто не остаётся ни сил, ни времени.
Наверное, есть и другая причина: в каратэ есть очень много приемов — вадза, но в
спортивном каратэ используются самые элементарные из них. В этой связи,
наверное, если судить с точки зрения традиционного каратэ, можно сказать, что
уровень подготовки каратистов снижается. Но, на мой взгляд, в мире есть много
прекрасных каратистов, которые просто не всегда могут выступать на
соревнованиях.
Э.Г.: Хотелось бы узнать о вашем подходе к процессу обучения спортсменов. На что
следует обращать внимание в первую очередь?
T.T.: Я считаю, что спортивное каратэ — это часть большого, настоящего каратэ.
Что же касается моего подхода, то я стремлюсь теоретически обосновать базовую
технику каратэ, а главную задачу вижу в духовном воспитании спортсменов.
Э.Г.: Кем из своих учеников вы гордитесь больше всего?
T.T.: В силу своего служебного положения я не могу назвать кого-то конкретно, у
меня много отличных учеников.
Э.Г.: Вы являетесь почётным президентом Российской межрегиональной федерации
каратэ Сётокай. Какие задачи вы ставите перед федерацией?
T.T.: Основная задача, стоящая перед федерацией, — развитие и укрепление её в
России.
Э.Г.: Сейчас существует ряд организаций, которые используют в своём названии
слова «каратэ сётокай». Как они связаны с JKS?
T.T.: Единственное, что нас всех связывает, — это техника каратэ, но сами
организации совершенно разные. Единственным представителем JKS на территории
России является Российская межрегиональная федерация каратэ Сётокай.
Э.Г.: Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки российских спортсменов в
сравнении с японскими?
T.T.: Я думаю, что уровень спортивного каратэ у нас практически одинаковый, но
что касается боевого каратэ, то тут, наверное, пальму первенства можно отдать
японской стороне.
Э.Г.: Сейчас очень многие российские каратисты обращаются к дзэн-буддизму. Как
вы считаете, какое значение практика медитации имеет для занимающихся каратэ как
боевым искусством?
T.T.: Для духовного развития значение медитации очень велико. Мне хотелось бы
сказать об этом несколько слов. Обычно дзэнская медитация — это медитация в
покое. Когда занимающиеся каратэ приходят в зал, они садятся на краю татами в
линию и отключаются от той жизни, из которой они приходят. Перед ними только
каратэ — чистая философия в движении, без условностей и званий, которые
существуют вне додзё. Затем в сознании, в котором нет ничего, кроме пустоты,
наполненной правильными движениями, занимающийся учится подавлять свои эмоции и
желания. На мой взгляд, каратэдо — это дзэнская медитация в движении, потому что
во время тренировки человек отключается от всего мира, ни о чём не думая.
Э.Г.: Какова ваша личная позиция в отношении изучения ката?
T.T.: Ката — это составляющая каратэ, без неё никуда не деться, потому что ката
— это и есть основа, кихон. А кихон — основа кумитэ. Именно ката необходимы для
обучения каратэ спортсменов.
Э.Г.: Какими боевыми искусствами, помимо каратэ, вы ещё занимались?
T.T.: С 12-ти до 15-ти лет я занимался дзюдо и кэндо, но больших успехов не
достиг.
Э.Г.: Какое самое яркое воспоминание осталось у вас от ваших спортивных
выступлений?
T.T.: Трудно ответить на этот вопрос сразу. Я вспоминаю 1967 год, когда на
всестилевом чемпионате Японии по версии Всеяпонской федерации каратэ (JKF) я был
признан одним из лучших 8-ми каратистов.
В то время каратэ ещё не получило широкого распространения в мире, и правила ещё
не устоялись. Поэтому иногда приходилось без отдыха биться с тремя противниками
подряд. И лишь в том случае, если удалось устоять, можно было одержать победу.
Это была очень трудная задача, и чемпионаты тех лет были очень реалистичны.
Только после того чемпионата в правила включили понятие «хансоку» — «нарушение
правил».
Э.Г.: Как вы тренируетесь в настоящее время?
T.T.: Сейчас я тренируюсь два раза в неделю, по вторникам и пятницам, в течение
сорока минут. Мне этого хватает, чтобы не потерять форму.
Э.Г.: Как вам удаётся поддерживать высокий психологический тонус при такой
активной общественной деятельности и при сне 3–4 часа в сутки?
T.T.: Наверное, это умение выработалось в детстве. Я сам не в состоянии ответить
на этот вопрос, но я действительно могу за очень короткое время прекрасно
отдохнуть, и в мои 62 года при артериальном давлении 120 на 80 мне хватает 3-4
часа в сутки, чтобы нормально отдохнуть и заняться дальнейшей работой. Конечно,
очень многое зависит от питания. В основе моего рациона — рыба, я стараюсь не
есть масло, сахар — не добавляю его ни в чай, ни в кофе.
Э.Г.: Какое качество в людях вы цените больше всего?
T.T.: Я уважаю тех, кто много трудится, кто старается не останавливаться на
достигнутом, не бросать дела на пол пути и всегда идёт вперёд. Старание — самое
главное качество, которое я ценю в людях.
Э.Г.: Большое спасибо.
Авторские права: журнал "Додзё"
© Фото. Федерация каратэномичи России, 2004